Анна Виноградова возрождает в живописи традиции реализма

Читали 2224

В галерее "Вавилон", 18 января, открылась первая в Самаре персональная выставка "Возвращение к истокам" автора из Санкт-Петербурга, члена Ассоциации портретистов Америки Анны Виноградовой. Экспозиция включает главные графические и живописные работы художницы: крупноформатные картины, портреты и натюрморты, исполненные в лучших традициях реализма.

Центром экспозиции сделана огромная работа "Хозяин масленицы"
Центром экспозиции сделана огромная работа "Хозяин масленицы"

Имя высокой грассирующей светловолосой красавицы не нуждается в представлении поклонникам реализма. Творчество выпускницы репинского Института живописи, скульптуры и архитектуры постоянно экспонируется на выставках Европы, Азии и США, обсуждается в авторитетных искусствоведческих изданиях и журналах. За верность принципам академического образования и традициям реализма работы воспитанницы Николая Блохина особенно ценят в Китае и Америке. Наконец-то и у самарцев появилась возможность ближе ознакомиться с картинами Анны Виноградовой.

Первая часть экспозиции включает эскизы костюмов к циклу балетов-мистерий для вологодского хореографического ансамбля "Русский балет 21 век". Значительная же доля выставки посвящена излюбленной художницей "русской теме". В основном картины знакомят гостей с обрядами и фольклорными представлениями наших предков. С разных сторон на публику смотрят пускающие по воде венки и гадающие девушки, гуляющий во время масленицы народ, смотрящая из речного омута русалка.

Отраженная в работах фольклорно-обрядовая сторона русской старины не является для Анны художественной условностью. По мнению художницы, народные традиции связывают человека с природным началом, и это начало раскрывается именно в момент гуляния. Не случайно центром экспозиции сделана огромная работа "Хозяин масленицы". На ней показан разгар праздничного веселья, когда в окружении ряженого народа запряженный в повозку бык везет раздетого мужика. Оба героя обращены взглядом к зрителю, и в глазах животного проглядывает что-то человеческое, а в глазах мужчины – звериное. Придать этнографическую достоверность образам Виноградовой помогают сведения, почерпнутые в музеях и полученные от мамы-этнолога.

Анна признается, что не любит рисовать природу (она, как правило, становится фоном для работ художницы) и отдает предпочтение человеку. Виноградову интересует проявление природного начала в стихийных, иррациональных человеческих поступках, жестах, в выражении лица. И серия представленных на выставке портретов, точно отражающих разные характеры подтверждает этот художественный принцип.
Особое место в экспозиции занимают пять работ, вдохновленных сюжетами и образами сказов Павла Бажова ("Хозяйка Медной горы", "Каменного цветка", "Великого Полоза", "Серебряного копытца", "Малахитовой шкатулки").

"Сказы очень реалистичны, достоверны. В них все, как в жизни. И далеко не всегда в них все заканчивается хорошо, как в сказке. Для меня герои Бажова — живые современники", - объяснила художница.

Однако для Анны возвращение к истокам связывается не только с обращением к народной тематике, но и с возрождением реалистических традиций. "К сожалению, сегодня утрачена школа реалистической живописи. Она осталась только у нас, в Испании и, может быть, в США. - считает Виноградова. - Если в XIX веке в каждой европейской стране появлялся свой Репин или Серов, были сильные живописцы, сейчас такого нет. В этом плане я выступаю за возвращение к истокам, грамотному рисунку, композиции, тону".

Перенестись в атмосферу русской старины с ее достоверно воссозданными на картинах обрядами и сказочными героями публика сможет до 25 февраля.

Новости

Назад. 19 января 2012 Вперед.
Анна Виноградова возрождает в живописи традиции реализма