За час до концерта в зале появилась девушка в вечернем платье. Она привычным жестом подняла крышку фортепиано и, усевшись за инструмент, заиграла одну из прелюдий Шостаковича. Перед ней не было нот, исполнительница наизусть знала произведение. Немногочисленные свидетели заслушались: сложная, нервная прелюдия звучала так выразительно, что казалось — играла не ученица 7 класса музыкальной школы, а состоявшийся мастер. Да и самозабвенно играющая исполнительница в этот момент из розовощекой девчушки со вздернутым носиком словно превратилась во взрослую женщину, узнавшую вдруг что-то важное и стремящуюся передать это прекрасным языком музыки.
Репетиции Лизы Карауловой неизменно напоминают очень личное ритуальное действо, где юная исполнительница, слившись с фортепиано, на самом деле не столько оттачивает нюансы исполнения, сколько еще раз, более чутко проживает сложный мир каждого из музыкальных произведений — нервность «Золотого века» Шостаковича, жизнерадостность «Шести мимолетностей» Прокофьева и, конечно же, беспокойство прелюдий Шопена. Через час девочка разделит эти настроения с залом. И он, конечно же, взорвется овациями и засыплет дарование цветами. Как было в марте 2011-го на Международном конкурсе пианистов в Гамбурге, когда самая молодая из исполнителей, 13-летняя Караулова, сразила жюри исполнением Рахманинова, Скрябина. Тогда европейцы восхитились ее умением «слышать» сочинения русских композиторов и именно ей, а не ученикам Гамбургской, Варшавской, Одесской консерваторий отдали первое место.
Хоть в этот вечер Лизе не с кем состязаться, объясняет автору этих строк мама юного дарования, Диана, сегодня у девочки день особый. Это даже не концерт, а вечер встречи с друзьями, родственниками, меломанами. В прошлом году Караулова поступила в престижную Центральную музыкальную школу им. Чайковского в Москве и теперь редко бывает в Самаре. Под руководством известного педагога Киры Шашкиной, воспитавшей ряд легендарных исполнителей, в числе которых Михаил Плетнев, она напряженно занимается с девяти утра до девяти вечера, лишь в выходные выбираясь на прогулку. Но сейчас у девочки зимние каникулы, на время которых она вернулась в родной город, чтобы преподнести близким лучший подарок из редко исполняемых произведений русских композиторов и, конечно же, Шопена: без любимого автора Лизы не обходится ни один ее концерт.
Пока звучит третья прелюдия, Диана охотно вспоминает, как ее дочь пришла к музыке: «До трех лет слушала колыбельные в моем исполнении и записи классиков, которые я ей ставила, в три сама потянулась к музыкальным инструментам, в пять ее посадили за пианино». Девочка отправилась в Детскую центральную музыкальную школу к Надежде Стяжковой, затем к Марине Богдановой, чьи ученики неизменно делали карьеру в большой музыке. Педагоги сразу отметили удивительную «всеядность» Лизы — интуитивную способность чувствовать и передавать дух произведений любой эпохи. Судьбоносный конкурс в Гамбурге дал Лизе возможность выступить с концертами в Германии и Испании. Сейчас Караулова готовит к европейским гастролям (они пройдут в марте) особую программу, разучивает Бетховена. Пока же мечтает надышаться свежим зимним воздухом Самары, которого так не хватает в суетной Москве. И есть у нее еще одна заветная мечта, понятная любому юному музыканту: «Хочу стать известным солистом, давать концерты, жить и выступать в Москве, а если не получится — за границей. Самое главное — исполнять музыку».
Источник: www.vkonline.ru