- Большинство людей знает вас как артиста театра и кино. Сегодня же вы выступили в роли чтеца и исполнителя романсов. Давно вы поете?
- Я, конечно, не пою — исполняю. Для меня главное — текст. Но когда текст совпадает с интересной мелодией — это очень хорошо. Мне очень хотелось реабилитировать композиторов того, пушкинского, времени. Мы же не знаем почти никого из них, кроме Глинки. А ведь кроме него было и много других музыкально одаренных людей — Алябьев, Одоевский... Мне хотелось напомнить мелодику того времени, сделать так, чтобы публика услышала их так, как их слышал сам Пушкин. Романсы тоже были важной частью жизни того времени.
- Правда ли, что вы были пятисотым артистом, которого пригласили на кинопробы к фильму "Восхождение"?
- Так говорила Лариса Ефимовна (Шепитько, режиссер фильма. — Г.П.). Она искала артиста на роль Сотникова около полугода— среди московских актеров и самодеятелей. Ей даже советовали "сверху", кто кого должен играть. Все-таки роль номенклатурная — коммунист. И играющий Сотникова человек должен был быть проверенным. Шепитько вдруг "зацепилась" за меня. Я на тот момент работал в свердловском ТЮЗе, в кино прежде никогда не снимался и как киноартист был никакой. А здесь, в "Восхождении", прошел все свои киноуниверситеты. Но видимо, Лариса Ефимовна что-то нашла во мне. Она повела себя очень интересно. Обычно на кинопробах актер показывает режиссеру какую-то драматическую сценку, а тот определяет, подходит ему артист или нет. Но Лариса Ефимовна поняла, что со мной так не получится. Она просто усадила меня напротив себя и очень долго рассказывала о своей жизни. Я лишь угукал.
- Одно время вы играли в спектаклях, режиссером которых был Андрей Миронов. Чем вас обогатил тот опыт работы с артистом?
- Миронов ставил четыре спектакля, я был занят в трех из них. Понимаете, Андрей Миронов — это шампанское, причем во всех проявлениях, что на сцене, что в жизни. Он всегда был очень коммуникабельным человеком. Теперь я знаю, что он страдал, был неизлечимо болен и с этим тогда боролся изо всех сил. Андрей много играл в театре "на износ". Но его очень уважал зритель. Едва Миронов появлялся на сцене, и публика была уже его. И Андрей уже не мог обмануть зрителя. Он должен был дать залу то, что ему хотелось. Большим счастьем было играть с Мироновым на одной сцене.
- Одна из ваших самых известных ролей — князь Мышкин в спектакле "Идиот" Центрального академического театра Российской Армии. Чем вам дорог герой Достоевского?
- Юрий Петрович Любимов когда-то сказал, что если все мужские роли выстроить в одну цепочку, то они будут фланкироваться, с одной стороны, образом Яго как черного, мерзкого, интеллектуального разрушителя, и с другой стороны, князем Мышкиным. Так получилось, что в театре я играл обе роли одновременно. Было даже так, что в одну неделю я играл сначала Мышкина, а потом — Яго. Конечно, это забирало много сил. Существуя в столь контрастных образах, я понимал, в чем ценность одного и в чем ужас другого героя. Мне кажется, Достоевский отразил не самого идельного человека, каким был Христос, а человека, стремящегося к этому.
Борис Плотников: "В "Восхождении" я прошел все свои киноуниверситеты"
На днях в Самарской филармонии народный артист России Борис Плотников представил литературно-музыкальный вечер "Альбом есть памятник души". А после концерта рассказал корреспонденту Волга Ньюс о своей первой роли в большом кино, работе в театре и вспомнил Андрея Миронова.