Уголок Георгия Кикина
Это первый случай, когда в одном из самарских средних общеобразовательных учреждений появилась постоянно действующая экспозиция с подлинниками работ художника такого высокого уровня. Живописные, графические и фотоработы Георгия Кикина представляли Россию на многих зарубежных выставках. Он в совершенстве владел несколькими изобразительными техниками. Но особый интерес представляют его графические работы. Четыре из них и стали первыми экспонатами музея в «уголке Георгия Кикина». Сюда будут приходить на экскурсии школьники, а о художнике им будет рассказывать методист музея Анна Лебедева.
Идея организовать в школьном музее экспозицию произведений Георгия Кикина пришла в голову его одноклассникам, до сих пор живущим в поселке. Ее и поддержали и директор школы № 127 Владимир Этенко, и сын Георгия Кикина, также художник Николай Кикин. Как рассказал Николай, экспозиция будет постоянно меняться. А пока он передал в школьный музей выполненные угольным карандашом графические работы из «северного» цикла «Беломорье» - «Приручение коня», «Каргополь», «Противостояние» и «Вдали мыс Шарапов».
В субботу прошло открытие этой экспозиции, в которой приняли участие нынешние школьники, одноклассники художника Георгия Кикина, его сын Николай и сестра Мария. Кстати, встречи с выпускниками школы, ставшими известными людьми, в этом музее - добрая традиция.
На «казанке» - вверх по Волге
Георгий Кикин увлекся живописью, занимаясь в школьном кружке рисования. Как рассказал одноклассник художника Владимир Лезин, Георгия Кикина всегда увлекало ощущение свободы. Может быть, поэтому каждое лето Георгий совершал путешествие на лодке «казанке» вверх по Волге до Белого моря. Ведь Беломорье, не будучи под гнетом татаро-монгольского ига, всегда жило с ощущением внутренней свободы. И им пропитаны работы Кикина, посвященные русскому Северу.
На его графических листах запечатлена самобытная строгая природа северных мест, где воздух, кажется, звенит от тишины. На них и сохранившаяся в первозданном виде древнерусская архитектура, поразившая воображение художника. Есть там и Соловецкий монастырь, чьи ступени стерты ногами паломников, и величественный покой в силуэтах сторожевых башен северных русских монастырей.
Искусствоведы полагают, что в результате творческих поездок на русский Север у Георгия Кикина родился свой неповторимый художественный стиль. Сложнейшая техника, выработанная им самим, лежит в основе его графических работ. Изображение на плоскости листа рельефно, оно кажется объемным и озаренным светом. И трудно поверить, что работы эти созданы лишь с помощью угольного карандаша. Восприятие графических работ Георгия Кикина, заметили в свое время искусствоведы, зависит от места их нахождения и освещения. Они наполнены духовной мощью, добротой и изяществом. Вот этим качествам и будут учиться школьники, которые станут посетителями музея.
А в дальнейшем, как обещает Николай Кикин, в экспозиции будут появляться не только графические, но и живописные работы художника - прежде всего, жанровые. Подготовка этих экспозиций – своего рода репетиция перед большой, первой посмертной выставкой произведений художника Георгия Кикина, которая должна открыться в Самарском художественном музее в апреле этого года. Но и после того, как пройдет эта выставка, сотрудничество со школьным музеем продолжится.
Комментарии
Николай Кикин, художник, сын Георгия Кикина:
- Отец оставил огромное творческое наследие. Его мастерская в сто квадратных метров заполнена живописными работами, этюдами, рисунками, эскизами. Отца никогда не интересовало то, как будут разрекламированы его работы. У него была единственная цель – создавать их. Он не искал спонсоров, считая, что это отнимает время. Единственный буклет с его графикой издал я сам. А сейчас готовить лучшие произведения отца к областной выставке мне будут помогать самарские искусствоведы. Там я, прежде всего, хотел бы показать его большие живописные работы.
Владимир Лезин, одноклассник Георгия Кикина:
- Мой друг и одноклассник Георгий Кикин умер 8 июля прошлого года. Двумя неделями ранее мы отмечали 55-летие выпуска нашего класса – второго выпуска 127-й школы. Собрались 15 человек. В этот день Гера подарил родной школе и каждому участнику встречи альбомы со своей графикой. А впервые мы встретились с ним во дворе нашей школы в конце августа 1952 года. Гера был не очень заметен среди одноклассников – молчаливый, черноглазый мальчик. Но он уже в ранней юности знал, чего хотел в жизни. Пока мы пробовали свои силы в разных кружках и секциях, Гера выбрал свою дорогу – дорогу художника. Кстати, он «заразил» меня фотографией, ставшей главным увлечением моей жизни.
Справка
Живописец и график Георгий Кикин родился 13 сентября 1939 года в Воронеже. Окончил Саратовское художественное училище в 1963 году. Член Союза художников России с 1964 года. Постоянный участник областных, всесоюзных и зарубежных выставок (в США, Италии, Болгарии, Южной Корее). В 1994 году с большим успехом прошла персональная выставка живописных, графических и фоторабот Георгия Кикина в Южной Корее - Сеуле и Пуссане. В 1999 году в Самаре прошла персональная выставка его графических работ. Основные произведения художника – «Красная лодка», «Полдень» «Качели», «Господи, помоги донести мне свой крест», портреты Андрея Тарковского и Владимира Высоцкого, графические серии «Новые берега» и «Беловодье», живописная серия «Русские НЮ», серия портретов капитанов дальнего плавания.
Источник: www.vkonline.ru