Олег Докторов - организатор «Ассоциации снегоходного спорта Самары» и приверженец дальних путешествий на снегоходах с 14-летним стажем. За эти годы, сидя за рулем снегохода, он вдоль и поперек объездил Башкирию, Карелию, Чукотку и Кольский полуостров, не говоря уже о Волге и Жигулях. Нынешней весной он и двое его друзей совершили новую рискованную экспедицию.
Сборы
Идея зимнего перехода от Самары до Москвы родилась в голове Докторова год назад во время пробега «Москва - Питер», в котором он тогда участвовал. Прокатившись со своими коллегами на снегоходах между двух столиц, он задумался о создании собственного уникального зимнего маршрута.
За год подготовительной работы Олег определил контрольные точки на труднопреодолимых и малоизученных участках местности Самарской, Ульяновской, Пензенской, Рязанской, Московской областей и Мордовии. А потом родилось и название экспедиции - «Восточное плечо». По задумке путешественника, для любителей снегоходного туризма она должна стать частью проекта по созданию единой сети внедорожных маршрутов России - от Мурманска до Владивостока.
Изначально планировалось, что в экспедицию вместе с Олегом Докторовым отправятся еще семь самарцев. Однако, как это часто бывает, у большинства в последний момент нашлись неотложные дела.
- Я реально был готов отправиться в одиночку, наплевав на все требования безопасности, - вспоминает Олег. - Но хорошо, что два человека все-таки не согласились с таким раскладом. Ими оказались мои коллеги по увлечениям Михаил Грецков и Владлен Семыкин.
Вдоль волжских берегов
За точку отчета было решено взять устье реки Сок. Отсюда в восемь часов утра 1 марта трое снегоходчиков и отправились в путь.
Вся их дорога протяженностью в 1300 км была поделена на шесть дней. Переход спланировали таким образом, чтобы двигаться только в светлое время суток. На ночевки останавливались в придорожных гостиницах и на турбазах по пути следования.
- Основная часть пути пролегала по полям, оврагам и лесам вдалеке от дорог общего пользования в направлении на Москву, - рассказывает Олег. - По трассе М5 за нами следовал механик на машине сопровождения, которая в контрольных точках доставляла нам бензин.
Просторы Самарской области были хорошо знакомы путешественникам, а вот этап от Сызрани до Кузнецка оказался нелегким. Команда из трех снегоходов, двигаясь сначала по Волге, затем напрямик через Самарскую луку, добралась до села Брусяны. Пройдя Сызрань, путешественники двинулись по реке Сызранке.
Вообще, по признанию снегоходчиков, река - это очень красивая и безопасная дорога (если, конечно, она крепко скована льдом).
На штурм снежных барханов
Дальше было сложнее. На третий этап протяженностью всего 130 км ушло больше всего сил. В Пензе отчаянных искателей приключений ждали двое снегоходчиков-проводников. Однако несмотря на их серьезную помощь, наши земляки с лихвой получили массу неожиданных испытаний.
- До самого Шацка мы пробирались или через овраги, которых на участке пути в Мордовии множество, - продолжает делиться впечатлениями Олег, - или через места, покрытые древними непроходимыми лесами. Без поддержки местных проводников нам пришлось бы туго. Мы изворачивались, по несколько раз шли на штурм 30-метровых заснеженных холмов, зарывались, откапывались и снова старались взять эти препятствия.
От Шацка до Рязани самарских путешественников вел рязанский проводник. Но последние 200 км маршрута им пришлось проехать самостоятельно. И, как это часто бывает, за каких-то 300 метров до места последнего привала рядом с трассой Олег «поймал» бетонный коллектор, присыпанный снегом. Потом был полет и жесткое приземление...
- Огромный синяк на ноге держался две недели, - с улыбкой вспоминает Олег. - Мой снегоход тоже получил небольшие повреждения. Нас обоих спасло то, что скорость движения была очень небольшой - около 5 км/час.
Финиш
Добравшись до финальной точки своего путешествия - турбазы в поселке Шебанцево, что в 10 км от аэропорта «Домодедово», - самарцы не нашли сил на то, чтобы отпраздновать это событие. Время близилось к полуночи, участники экспедиции изрядно замерзли, ужасно хотелось есть, к тому же накопившаяся за шесть дней усталость валила с ног. Не оставалось ничего другого, как перенести торжества на день: следующим утром путешественники рванули в аэропорт и праздновали свой первопроходческий триумф уже по возвращении в Самару.
- Для меня этот переход стал очередной проверкой на прочность, - говорит Олег. - По своему довольно большому опыту могу сказать, что многие мои друзья, всерьез увлеченные снегоходами, с возрастом приходят к тому, что видят в этом уже не только спорт или покатушки, а возможность для серьезных путешествий. В этом случае созерцание природы и неторопливая езда всегда сопряжены с преодолением. Преодолением себя и превратностей окружающей стихии. Ведь порой приходится уходить в такую глушь, где нет ни заправок, ни поселений, где не ловит мобильный телефон... Путешественники везут с собой запас еды, топлива и инструментов, ночуют в палатках или санях. И возвращаются из таких «командировок» абсолютно счастливыми!