Станислав Казарин: «Переход на электронные услуги начинается уже сегодня»

Читали 1993

1 апреля, департамент информационных технологий и связи Самарской области проводит первое рабочее совещание с представителями администраций городских округов и муниципальных районов губернии по вопросам реализации ФЗ № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Главным вопросом в повестке дня значится готовность муниципальных чиновников к переходу на межведомственное взаимодействие и предоставление услуг населению в электронном виде. Почему эта тема стала особо актуальна именно сейчас, и какие проблемы существуют сегодня в самарской глубинке, рассказал руководитель департамента информационных технологий и связи Станислав Казарин.

«Главное — повысить качество госуслуг»
С чем связана активность областных и федеральных властей в части внедрения современных информационных технологий в работу своих подразделений? И чего таким образом пытается добиться государство?
Дело в том, что большинство структур, которые оказывают государственные услуги, находятся в разных концах города, региона или даже страны. К примеру, при регистрации недвижимости на севере Самарской области, в Шенталинском районе, управление Росреестра обязано обратиться за соответствующими справками в районную администрацию. И если между этими организациями система электронного документооборота отсутствует, остается единственно возможный вариант: бумажное взаимодействие. Тогда регистратор отправляет почтой или с курьером запрос, после чего администрация готовит свой ответ и отправляет его обратно. Понятно, что стоимость затрат при таком варианте взаимодействия - космическая. Плюс ко всему накладывается вопрос информационной безопасности, потому как данные при такой передаче рискуют попасть к третьим лицам.
В то же время органы исполнительной власти, включенные в региональную систему межведомственного взаимодействия, автоматически получают доступ ко всем необходимым ресурсам, а также к федеральной сети. При этом мы понимаем, что и федеральный, и региональные порталы госуслуг должны быть взаимодополняемыми. Ту или иную услугу гражданин должен иметь возможность заказать на любом ресурсе, отслеживая при этом в своем «личном кабинете» ситуацию по мере прохождения его заявки с момента ее подачи до исполнения.
Сегодня, согласно ФЗ №210, перед нами стоит задача: к 1 июля 2011 года охватить максимальное количество муниципальных, региональных и федеральных структур и ведомств и объединить их в этой системе. Чем больше будет охват, тем меньшее количество курьеров будет необходимо государству для предоставления услуг нашему населению. Отсюда - и экономия бюджетных средств, и снижение сроков, и повышение качества предоставления госуслуг.

«Информационные технологии пришли на смену бумажной системе»
Значит ли это, что начиная с 1 июля чиновникам будет запрещено требовать с человека, который пришел за услугой, какие-либо справки, кроме заявления? И готова ли к этому Самарская область?
Мы готовы выдержать этот установленный президентом и правительством срок. В организационном плане в структуре областного правительства создан департамент информационных технологий и связи, выбраны операторы электронного правительства. Для эффективного взаимодействия мы активно развиваем корпоративную систему передачи данных (СПД) областного правительства, к которой подключены все муниципалитеты. Более того, мы обеспечили использование нашей СПД телекоммуникационными системами федеральных органов власти, например, системой оповещения и предупреждения чрезвычайных ситуаций по линии главного управления МЧС по Самарской области. С технологической точки зрения у нас проблем не будет - система межведомственного взаимодействия уже действует.
Вместе с тем, сегодня мы продолжаем координировать работу на уровне муниципальных образований. Что уже сделано? Ежегодно выделяются целевые субсидии муниципалитетам, два года назад все они были оснащены компьютерной техникой. Всем главам поселений были выданы ноутбуки, электронные ключи с цифровой подписью для безопасности подключения. В прошлом году муниципальные районы и городские округа получали средства на модернизацию своих локально-вычислительных сетей, на внедрение системы электронного документооборота. Таким образом мы готовимся к тому, что к 1 января 2012 года межведомственное взаимодействие по электронному документообороту будет полностью электронным.
Возникают ли сегодня, на финальном этапе перехода на новую форму оказания услуг государством, какие-либо проблемы?
Да, и одна из них актуальна на территории всей страны. Это смена формы и структуры существующих регламентов. Ведь прежде чем изменить и утвердить каждый из них, мы вынуждены соблюсти ряд формальностей, прописанных в действующем законодательстве. А на это уходит несколько месяцев. Между тем, на территории области существует около трех сотен государственных и муниципальных услуг, и на каждую должен иметься свой регламент, содержащий подчас не одну сотню страниц. В этом документе должны быть прописаны все возможные вариации, например, как поступить, если человек имеет льготы или если он приехал из другого региона и т.д. Если мы хотим прописать регламент для каждой госуслуги, то на это может понадобиться несколько лет. Если же мы хотим быстро запускать электронный межведомственный оборот, то все недочеты придется устранять по ходу работы. И в этом состоит специфика работы в инновационной сфере - предугадать, что произойдет на три шага вперед практически нереально.
А как подключаются к системе в районах Самарской области?
Сегодня в муниципалитетах областное правительство ведет масштабную работу по внедрению электронных книг похозяйственного учета, где помимо учета данных формируются всевозможные варианты оказания услуг населению. Здесь же дополнительно формируются базы данных для социальных служб. Однако мы сталкиваемся с проблемой, когда материально-техническая база уже имеет необходимый уровень готовности: есть каналы связи, есть компьютерная техника, а понимание значимости проведения этих мероприятий в ряде поселений и муниципальных районов до сих пор отсутствует.
Некоторые главы до сих пор не понимают, что информационные технологии пришли на смену прежней, бумажной системе работы с документами, относясь к этим нововведениям по остаточному принципу. И здесь нам необходимо выстроить новую систему приоритетов, изменив восприятие чиновников, работающих в глубинке. Для этого существует единственно верный и последовательный путь. Чиновники, продолжающие работать с нормативными актами, которые запрещают принимать некоторые обращения не лично либо не в письменном виде, должны осознать, с какого числа это ограничение будет снято. По этому поводу существует проект федерального закона, включающий в себя поправки в различные нормативные акты РФ. Эта информация сегодня доводится до работников администраций муниципальных образований. И только поняв, как готовящиеся нововведения коснутся их лично, чиновники смогут ближе подойти к осознанию необходимости перехода на новый формат документооборота. Пока же людей пугает неизвестность.

«Мы уже готовы начать процесс «накаливания»
У вас уже есть механизмы решения сложившейся ситуации?
Да, мы четко рекомендовали главам районов, что помимо многофункциональных центров они должны активно привлекать специалистов и формировать рабочие группы для анализа муниципальных услуг и их дальнейшей реализации. Мы со своей стороны готовы оказывать финансовую, технологическую, методологическую и организационную помощь. Но рассчитывать на нее могут только те муниципалитеты, которые реально показали свою готовность. Потому что тащить «за уши» просто для того, чтобы по статистике в области было все красиво, мы не намерены. Более того, мониторинг уже запущен, и 1 апреля мы будем иметь на руках его первые итоги. Мы дадим месяц на то, чтобы отстающие районы и поселения втянулись, после чего будем ставить вопрос ребром.
Мы понимаем, что система работает со скоростью ее самого медленного звена. Поэтому структуры, недостаточно активно подключающиеся к электронному межведомственному взаимодействию, фактически тормозят работу областного правительства. Кроме того, чиновник должен понимать, что это непосредственно влияет на жизнь людей, которые живут на возглавляемой им территории.
А чего ждать от внедрения новой системы самим гражданам?
Знаете, само понятие «документооборот» был придуман еще в Египте, или, может быть, еще раньше - в Месопотамии. Прошло несколько тысячелетий, и вариаций с цветом печатей или способом нанесения текста на лист бумаги сегодня появилось масса. Но мы до сих пор используем те базовые принципы, которые были тогда заложены. Сейчас мы подходим к формированию нового принципа в этом процессе. Это очень интересная и трудная задача, и важно, чтобы общество поняло: 1 июля жизнь кардинально не изменится.
Обозначенная дата - это точка, по прошествии которой все органы власти должны быть готовы к тому, чтобы начать несколько иное взаимодействие с гражданами. Это будет некий лавинообразный процесс, который займет от полугода до года, а быть может, и несколько дольше. И в результате все больше и больше государственных услуг будут переходить в новую форму, взаимодействие власти и граждан перейдет на новый уровень. Президент дал команду «на старт», и мы сегодня готовимся начать двигаться в заданном направлении.
Вместе с тем, сегодня в обществе существуют некоторые завышенные ожидания от электронного правительства, которое, на самом деле, нельзя «включить» как лампочку. Но мы уже готовы начать процесс «накаливания». Ведь по сути электронное правительство - это огромная организационная работа, которая подкреплена информационно-коммуникационными технологиями. И после запуска любого информационного сервиса процесс его отладки и оптимизации может занять достаточно продолжительное время. А пока же мы выступаем в роли первопроходцев и не имеем возможности представить, как будет работать система в идеале, когда ею будет пользоваться по несколько тысяч человек в день. Потому что, не имея заявлений и жалоб от граждан - непосредственных участников процесса, невозможно заставить механизм работать без сбоев. И мы готовы с помощью сообщений от граждан избавлять систему от этих ошибок.

Биографическая справка:
Казарин Станислав Валериевич.
Родился в 1972 году в г. Куйбышеве. Окончил Самарский государственный
аэрокосмический университет по специальности Инженер-математик.
Работал инженером-программистом в НПФ «АртЛог», затем
начальником отдела информатизации органов исполнительной власти
в администрации губернатора Самарской области, в самарских IT-компаниях.
С 2008 года занимал должность руководителя управления формирования
электронного правительства Самарской области департамента
государственного управления аппарата правительства Самарской области.
С 1 января 2011 года назначен на должность заместителя председателя
правительства Самарской области - руководителя департамента
информационных технологий и связи Самарской области.

 

Источник: www.vkonline.ru

 

Новости

Станислав Казарин: «Переход на электронные услуги начинается уже сегодня»