Романтика поездов: как студент может получить дополнительную профессию, не покидая стен университета

Только представьте… Стук колес, красивейшие закатные пейзажи, проплывающие из окна, медленно поднимающийся к раскрытой форточке пар от горячего чая в фирменном подстаканнике, любимая песня в наушниках и… "извините, а кофейку купить можно?". Вот примерно так и выглядит романтика поездов у проводников. Представили? А попробовать не хотите? А что, если я вам скажу, что получить профессию и примерить на себя эту роль может любой студент всего лишь за каких-то 2-3 месяца…

Фото:

Маликова Виктория — студентка 3 курса СГСПУ факультета начального образования — год назад решила попробовать себя в качестве жд-работника, вступила в студенческий отряд проводников "Путеводитель", получила дополнительную профессию на базе основного учебного заведения, съездила во множество рейсов, стала комиссаром отряда и испытала на себе, что же это такое — быть проводником. Вика согласилась поделиться с нами всеми секретами, плюсами и минусами профессии и заодно разрушила привычные представления о том, что все обязанности проводника сводятся к посадке и высадке пассажиров. Ну и, конечно, рассказала, кто и, главное, как сможет освоить эту профессию в рекордно короткие сроки.

— Как ты попала в отряд? Есть ли какой-то отбор или экзамен, чтобы в него вступить?

— Когда я поступила в СГСПУ, мне было интересно абсолютно все, я старалась узнать, как еще я могу развиваться в университете помимо учебной деятельности. Направлений было много: танцы, художественное слово, КВН и др. Но что-то не отзывалось внутри, пока однажды я не увидела объявление о том, что на базе университета можно пройти обучение на проводника, вожатого или на сервисное направление. Меня заинтересовал именно первый вариант, так как я никогда не пробовала себя в этом деле, а вот опыт в сфере вожатства и сервиса в моей жизни уже случался. Моя неутолимая жажда нового подсказала, что нужно попробовать себя и в качестве проводника. Отбора никакого не было, я просто пришла на организационное собрание, где сообщили всю важную информацию, рассказали про отряд и специфику деятельности, и вступила в него. Единственное, что от меня требовалось — собрать пакет документов.

— Но некоторые условия для вступления в отряд все же есть?

— Для того чтобы вступить в отряд, нужно: 1)обучаться в любом университете или колледже; 2) быть совершеннолетним. Все, других условий нет. Студент может выбрать любое комфортное для себя направление и развиваться в нем.

— Правильно ли я понимаю, что прежде чем студент сможет отправляться в рейсы, он должен пройти обучение? Как оно проходит? Сколько месяцев длится?

— Да, все верно. Обучение бывает двух форматов: дистанционное и очное. Обычно длится 2-3 месяца, но может проводиться и в ускоренном темпе, в зависимости от формы обучения. Все зависит от того, в какую группу тебя распределят. Как правило, ребята, которые раньше приходят в отряд — занимаются очно, а те, что позже — дистанционно. На обучении будущие проводники знакомятся с такими темами, как устройство и эксплуатация вагона, электрооборудование, охрана труда, изучают правила перевозки пассажиров и правила технической эксплуатации, учатся оказывать первую помощь.

— Довольно насыщенная программа. Реально ли совмещать все это с основной учебной деятельностью?

— Вполне, так как встречались мы обычно всего 2-3 раза в неделю. Но стоит сказать, что обучение на эту профессию начинается весной, и как раз примерно в это же время начинается сессия в университете, поэтому совмещать может быть довольно сложно, но вполне реально. Я в первый год проходила обучение и досрочно еще и сессию умудрилась сдать, так что все в ваших руках.

— И после обучения любой боец отряда получает профессию "Проводник пассажирского вагона". Сдается ли какой-то экзамен для подтверждения знаний? Даётся ли после какой-то диплом или сертификат?

— Да, после обучения студент получает дополнительную профессию "Проводник пассажирского вагона". Однако сертификат о пройденном обучении по данной специальности он может получить только после окончания основного учебного заведения. И, конечно, для получения этого сертификата и допуска к работе бойцу необходимо сдать экзамены по пройденным темам. Формат экзамена зависит от формата обучения, соответственно. Очникам выдаются билеты, в которых есть и теоретическая, и практическая часть, а у групп, проходивших дистанционное обучение, экзамен проводится на той же платформе, где оно и осуществлялось, но ребята уже должны ответить на вопросы по каждому изученному блоку.

— А дальше, полагаю, начинается самое волнительное и интересное — работа. Сколько обычно длится один рейс? Их количество зависит от желания проводника, или есть какая-то норма?

— На этот вопрос нет однозначного ответа. Каждый новоиспеченный проводник сам выбирает себе направление. То есть он может выбрать южное, и тогда средняя продолжительность рейса — 4-5 дней, а может северное — эти маршруты длятся дольше. Например, если ехать на длинный Питер, то в сумме поездка займет 8 дней. Все зависит от собственного желания и предпочтений. По количеству рейсов точно не скажу, но самое главное — откатать норму часов, т. е. 450 часов. После этого студент сам выбирает, увольняться ему или продолжать поездки. А так — кататься можно до сентября включительно, было бы желание.

— А можешь поподробнее рассказать про трудоустройство? Студент сам ищет работодателей, или с этим помогает командир отряда?

— У нас есть общий штаб, куда входят все отряды проводников со всех университетов. Там у нас регулярно проходят собрания, где сообщается вся необходимая информация, в том числе и о местах трудоустройства. Предоставляются города на выбор, например. Наравне с Самарой мы можем также работать и в Москве, Казани, Санкт-Петербурге и других городах России. И что удобно, если кто-то выбирает работу от другого города, ему предоставляется общежитие, в котором он может проживать между рейсами.

— Исходя из личного опыта, можешь сказать, к чему должен быть готов каждый желающий поработать проводником? Без каких качеств не обойтись, на твой взгляд?

— Человек, который хочет связать свою жизнь — или даже часть ее — с профессией проводника, должен осознавать, что все люди разные, и ситуации, которые могут возникнуть в рейсе — тоже разные и не всегда предсказуемые. Нужно быть готовым не бояться своей роли в разрешении этих ситуаций. И наверное, стоит быть бдительным и осторожным. Поэтому из качеств я бы особенно выделила ответственность, стрессоустойчивость, доброжелательность. Еще не стоит лениться. Лень проводника пассажирам вряд ли понравится, ведь в его обязанности входит не только проверка билетов, но и уборка вагона и непосредственно обслуживание пассажиров на протяжении всего рейса.

— Что показалось тебе самым сложным в этой работе?

— В первое время самым сложным для меня была перестройка организма, потому что на протяжении всего рейса проводник, можно сказать, не спит. Он постоянно занят, потому что высадка и посадка пассажиров происходит круглосуточно, да и люди бывают разные — кто-то даже ночью может прийти и попросить чай или кофе. И проводник должен быть готов обслужить пассажира в любое время дня и ночи. Еще из сложностей могу выделить недостаток практики, опыта в первых рейсах. В каждой поездке я училась работать правильно, совершенствовалась, и с каждым рейсом становилось проще. Я наблюдала за работой кадровых проводников, училась у них чему-то, что-то делала по-своему, учитывая при этом их рекомендации. Это помогло быстро освоиться.

— Можешь выделить, что-то, что особенно понравилось в этом опыте?

— Вообще, плюсов в данной работе очень много, и выделить какой-то так сразу сложно. Но одним из самых весомых для меня является возможность побывать в новом городе, так как дается время побыть в пункте оборота. Например, если направление было — Самара — Адлер, то в Адлере мы стоим 12 часов. За это время можно спокойно привести вагон в порядок и выйти, допустим, в магазин за продуктами или что-то даже успеть посмотреть. Конечно, понятно, что уходить куда-то далеко проводник не сможет, но иногда есть возможность увидеть что-то новое поблизости. Кстати, на этот счет мне бы хотелось дать совет будущим проводникам: выходите всегда только с компанией, особенно если плохо ориентируетесь в новой местности — это поможет избежать непредвиденных трудностей, да и спокойнее будет.

— А что насчет минусов?

— Из того, что больше всего может не понравиться, я, скорее всего, выделю тот момент, что кадровые проводники не всегда воспринимают студентов всерьез. Но, опять же, повторюсь, люди все разные, и совсем не факт, что такое обязательно произойдет. И еще не всегда есть возможность записаться именно на то направление, на которое хочется. Бывало такое, что студент, например, хотел записаться на Адлер, а его записывали на совершенно другое направление. Так происходит чаще всего из-за банальной нехватки мест, ну или по другим похожим причинам. То есть иногда желания студентов не учитываются.

— А что скажешь про конфликты? Бывали ли какие-то конфликтные ситуации в поездках? Если да, то как удавалось выходить из них?

— Опираясь на свой опыт, ответить не могу, так как у меня, к счастью, не возникало конфликтных ситуаций в поездках. Но я знаю, что они происходят довольно часто и по самым разным причинам. Ну, например, бывает такое, что пассажир с нижней полки не разрешает сидеть на своем месте пассажиру с верхней полки. И в данной ситуации человек с нижней полки не нарушает правила, так как это место принадлежит только ему. Пассажир с верхней полки должен самостоятельно договариваться с ним и просить разрешения, так прописано даже в правилах. Так что, технически, у проводника нет полномочий заставить уступить место. Бывают и другие конфликты, конечно. Вообще, все зависит от сложности ситуации. С пассажирами лучше лишний раз не спорить, в конфликты не вступать, но если уж что-то такое произошло, если трудности преодолеть самостоятельно не выходит, то нужно обязательно сообщить начальнику поезда.

— В общем, в случае чего, есть люди, которые подскажут и помогут. Уже не так страшно. Ну и, в завершение, что бы лично ты могла посоветовать всем, кто сомневается, вступать ли в отряд? Есть ли у тебя рецепт, с помощью которого можно понять, "твое" ли это?

— Я думаю, что можно довольно-таки часто встретить людей, которые сомневаются по поводу окончательного принятия решения "Да" или "Нет" в любой сфере жизни. Что касается студентов, которые сомневаются в своем выборе, стоит отметить, что это происходит на фоне расхождения желаемого и реальности, страха не справиться с обязанностями в новой для себя профессии. Я думаю, что нужно просто быть смелее, не бояться пробовать что-то новое для развития себя как личности, стремиться к изучению чего-то неизвестного, только тогда и будет прогресс в жизни.

Мне тоже было страшно, но я справилась! Никогда не сомневайтесь в своих возможностях и силах! Чтобы легче было принять решение, вы можете, конечно, взвесить все "+" и "-" данного дела, а можете просто рискнуть, попробовав изменить свою жизнь к лучшему. Поэтому вот мой рецепт: прислушивайтесь к себе! Если это "ваше", то что-то внутри будет говорить: "Это очень близко мне, очень понятно". Это вас будет цеплять, не оставлять равнодушным. Ну и, конечно же, делая работу, вы будете получать удовольствие и не выгорать эмоционально, а находя новые повороты в своей деятельности, будете испытывать прилив сил и вдохновения.

Версия для печати