Вице-президент «вакикай»-отделения федерации айкидо страны Дмитрий Икомасов стал одним из четырех россиян, съездивших на стажировку в знаменитую японскую школу боевых искусств «Комей-дзюку». Две недели команда во главе с президентом Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосифом Линдером участвовала в тренировках и мастер-классах. По итогам поездки Икомасов получил 4-й дан («шихан») стиля «Дайгошин Рю айкидзюцу».
Укротил самурайский меч
- Как тебе удалось получить приглашение на такую серьезную стажировку?
- Начну с того, что я уже 20 лет занимаюсь айкидзюцу (древнее боевое направление, «предшественник» айкидо. - Прим. «Репортера») и айкидо, а также около десяти лет осваиваю древнее боевое искусство владения мечом - иайдзюцу. И достиг в этом некоторых успехов. Но при этом постоянно развиваюсь. Чтобы попасть на стажировку, я отработал, записал на видео и отослал в школу «Комей-дзюку» собственную программу. Через несколько месяцев японцы мне дали добро.
В школе мы ежедневно по пять часов отрабатывали искусство обращения с малоизвестным в России большим японским (самурайским) клинком - отачи. И каждый день демонстрировали, чему научились.
- У многих поклонников японских боевых искусств самурайский меч ассоциируется с катаной, которой орудовала Ума Турман в фильме Квентина Тарантино «Убить Билла»...
- Школа самурайского клинка отачи стала открытой и доступной в самой Японии только в середине 19 века. Долгое время работе с этим мечом обучали только в одном месте - провинции Тоса на юге острова Сикоку. Основное отличие отачи от катаны - длина клинка. У катаны - от 63 до 71 см, у отачи - от 75 см и больше. При моем росте 168 см длина клинка моего меча составляет 85 см и еще 30 см - ручка. А весит он 1 кг 650 гр.
- На чем упражнялись?
- Мы работали с деревянным мячом. А вообще ученики рубят клинком отачи снопы из вымоченной и специальным образом связанной соломы. Если делать все правильно, то при разрезании мечом снопа слышен хруст. Меч проходит сквозь солому, как нож - сквозь масло. Но если ты ошибся, то получаешь сильную отдачу в локоть, которую я бы сравнил с ударом током. Нередко бывает, когда после удара неумелого ученика сноп улетает на несколько метров. Что касается меня, то я выполнил все задания успешно и получил право изучать следующую, более продвинутую технику работы с самурайским клинком.
- Я так понимаю, что знания и навыки, обретенные тобой на занятиях по айкидзюцу, можно применить при отражении нападения противника в темной подворотне. Но техника владения мечом - это же чистое искусство. Ведь ты не будешь шастать по улицам Самары с метровым, острым, как бритва, клинком за поясом?
- Конечно, нет. Но один японский мастер, преподававший нам во время стажировки, именно так передвигается по улицам своего города. Только меч убирает в чехол. Ты не прав, утверждая, что школа меча - это чистое искусство. Все движения в айкидо и в айкидзюцу построены на работе с мечом. Если ты не имеешь этих базовых навыков, то понять специфику движений в айкидо тяжело.
Пережил землетрясение
- Какие вообще впечатления оставила у тебя эта поездка?
- Во время девятичасового перелета Токио-Москва я поймал себя на мысли, что две недели словно путешествовал по Японии на машине времени. Утром нас поили настоящим японским зеленым чаем, мы облачались в традиционные старинные японские одежды, занимались под руководством учителей, почти каждый из которых является продолжателем династии в 20-м поколении древних японских мастеров - основателей школ боевых искусств. Кстати, мы занимались в зале, расположенном на третьем из семи (!) подземных этажей здания в центре Токио. А стоило подняться на поверхность, как я оказывался будто в 23-м веке! Япония - это мир суперсовременных гаджетов, они там на каждом шагу.
- И как ты себя ощущал в этом мире?
- Я в Японии уже в четвертый раз. И уяснил принцип: если не знаешь, что перед тобой, если нет инструкции на английском, то туда лучше не лезть и ничего не трогать. А то по незнанию некоторые туристы, например, забывают взять проездной в метро (оно опускается под землю на три уровня) после прохода через турникет. И уже не могут выйти без помощи полицейского - турникеты работают и на вход, и на выход. Или по невнимательности садятся в вагон метро особой комфортности - с телевизором, мягкими креслами, а потом не понимают, за что им надо доплатить на выходе. А еще в этот раз исполнилась моя мечта.
- Какая?
- Я пережил землетрясение! Ночь, комната на четвертом этаже отеля. Мебель в номере, включая кровать, прикручена к полу. Я просыпаюсь от того, что раздается странный звук снизу. И комната начинает раскачиваться: вперед - назад, вперед - назад. Недолго, секунды. Но ощутимо. Утром узнаю: землетрясения в 3,5-4 балла в это время года для Токио - обычное дело. Японцы спокойны. Если сирены не воют - значит все нормально. Потрясет и перестанет.
Досье
Дмитрий Икомасов, 40 лет.
Инструктор японских боевых искусств
Вице-президент «вакикай»-отделения федерации айкидо России
Обладатель черного пояса, третьего дана айкидо айкикай
Руководитель Самарского клуба боевых искусств «Аюкай»
Инструктор Международного союза боевых искусств
Представитель российской федерации кендо в Самаре
По образованию физик
Дмитрий Икомасов: «Я будто прокатился на машине времени!»
Японские мастера разрешили самарцу открыть собственную школу древних боевых искусств