Многочисленные провалы дорожного покрытия, взбудоражившие в последнее время горожан и чиновников, вызваны катастрофическим состоянием коммунальных сетей, 80% которых уже отработали свой срок. Чтобы решить вопрос кардинально, нужно ни много ни мало 20 млрд рублей, взять которые пока негде.
300 случаев в год
Специальная комиссия, созданная администрацией Самары 25 августа, через день после первого «громкого» провала на пр. Ленина, подвела итоги своей работы. Выводы неутешительны: статистика обрушений асфальтового покрытия не уменьшается в последние пять лет и составляет около 300 случаев в год.
- Основная причина проседания и провалов асфальта – аварии на водопроводных и тепловых сетях, которые были смонтированы несколько десятков лет назад, - говорит председатель комиссии, заместитель главы Самары по взаимодействию с органами государственной власти Александр Ефремов. - Их износ – до 80%. Из-за порывов сетей, которые особенно часты при подготовке к отопительному сезону, вымывается песок из «подушки» под асфальтом, и возникает провал.
Усугубляет ситуацию еще и специфика самарских грунтов.
- Большая часть Самары построена на карстовых породах грунта, - поясняет заслуженный строитель России Ваган Каркарьян. – Участок вокруг проспекта Ленина некогда назывался Заовражьем: под строительство овраг засыпался. И как только возникает порыв сетей, грунт легко вымывается, и асфальт проседает. Поэтому здесь особенно важно соблюдать инженерные технологии при строительстве жилья и реконструкции сетей.
Ключевой же вопрос — состояние самих коммуникаций. Большинство этих сетей прокладывалось в 60-70-е годы прошлого века, некоторые служат с 1937 года. Из 206 км труб теплосетей у 80-ти километров выработан 25-летний срок эксплуатации.
В авральном режиме
Экстренная комиссия по расследованию фактов обрушения дорожного покрытия в Самаре продолжает работу. Пока эксперты выявили 53 опасных участка — там, где вот-вот асфальт может уйти под землю. По двадцати адресам аварийные ситуации уже предотвратили. По остальным точкам проблемы устраняют. В мэрии надеются, что и жители помогут выявить места возможных провалов.
Городские власти и соответствующие компании по мере сил обновляют сети. Как рассказал нам представитель ВоТГК, директор территориального управления теплоснабжения в Самаре Андрей Матюшкин, в этом году переложат около пяти километров труб. Еще семь километров заменил «Самараводоканал». По словам главного инженера МП Анатолия Кирсанова, сейчас меняют коммуникации на пр. Ленина, ул. Средне-Садовой.
Однако к проблеме нужно подходить комплексно, восстанавливать сети в больших объемах. Иначе затыкание дыр, в прямом смысле этого слова, так и останется полумерой, которая не гарантирует безопасность и комфортные условия для жителей города.
Цена вопроса
Глобальное решение вопроса с износом инженерных сетей требует не менее глобальных финансовых вливаний.
- Ни один муниципалитет не в состоянии справиться с этой проблемой и полностью заменить коммуникации, - говорит председатель комиссии ЖКХ общественной палаты Самарской области Виктор Часовских.
Речь идет о сумме порядка 20 млрд рублей, которых в городском бюджете попросту нет.
При этом есть реальные механизмы минимизации рисков, связанных с тепловыми и водопроводными сетями. Например, существует технология с укладкой труб, в изоляцию которых встроены особые датчики. Они показывают постепенно образующиеся дефекты с точностью 1-2 м, что значительно упрощает эксплуатацию и ремонт. Вот только стоимость укладки одного километра такой трубы 100 млн рублей!
Специалисты уверены, помимо мер оперативного реагирования, необходимо выработать комплексный план развития и модернизации инженерных коммуникаций с финансированием из всех возможных источников.
Взнос на износ
Почему Самара уходит под землю?