7 сентября при взлете с ярославского аэропорта «Туношна» разбился самолет Як-42 с основным составом местного ХК «Локомотив». Команда летела в Минск на матч первого тура чемпионата КХЛ. Из 45 находившихся на борту человек выжили двое - хоккеист Александр Галимов и бортинженер Александр Сизов. В самолете находились два бывших игрока тольяттинской «Лады» - Марат Калимулин и Михаил Баландин.
«Это страшный удар»
Михаил Баландин играл за «Ладу» в 2001-2004 годы. Марат Калимулин - коренной тольяттинец.
Сотрудники ХК «Лада» на следующий день после трагедии установили у стен дворца спорта «Волгарь», где базируется клуб, импровизированный мемориал. Несколько столов накрыли черной тканью, повесили флаг «Локомотива» с траурной лентой, рядом поставили портрет Марата.
После тренировки все игроки «Лады» с главным тренером Геннадием Цыгуровым почтили память погибших минутой молчания.
- Это страшный удар, - признался «Репортеру» Цыгуров, который лично знал многих игроков и тренеров «Локомотива». - Мы потеряли одну из лучших команд России, потеряли замечательных парней. Мне удалось поработать с наставниками «Локомотива» Королевым и с Карповцевым: они играли у меня в молодежной и юношеской сборной СССР. Игорь Королев был капитаном юношеской команды. Три года работал в Омске с вратарем Сашей Вьюхиным. В «Тракторе» у меня помощником был Игорь Калянин - отец Александра Калянина, который тоже погиб. Наш земляк Марат Калимулин… Когда я работал в саратовском «Кристалле», Марат не попадал в состав «Лады», и я приглашал его к себе, чтобы он получил игровую практику. Но, к счастью, он остался в «Ладе» и оттуда перешел в одну из лучших команд страны. Это был очень разумный, надежный и самоотверженный игрок.
В тот же день к импровизированному мемориалу потянулись жители Тольятти. Люди возлагали цветы и ставили зажженные свечи. Гражданская панихида по Марату Калимулину состоялась на следующий день, 9 сентября. Проститься с игроком пришли сотни горожан. Во время церемонии прощания «Репортер» поговорил со многими горожанами, кто знал Марата.
«Он мог играть в сборной России»
Марат Калимулин родился в Тольятти 12 августа 1988 года. Жил с родителями: отцом Натфуллой Шарифулловичем, мамой Рамзией Хамитовной и старшим братом Вадимом в обычном многоэтажном доме на ул. Тополиной.
Когда Марату исполнилось 7 лет, папа привел его во дворец спорта «Волгарь» и записал в хоккейную секцию ДЮСШОР «Лада». Первым тренером мальчишки стал Вячеслав Иванов.
- Это был 1995 год, - вспоминает Иванов. - Коньков у Марата не было, но я их ему нашел. Марат был отзывчивый, неконфликтный мальчик. А еще целеустремленный и добросовестный. Если у него что-то не получалось, он подходил и спрашивал, как правильно нужно делать. С самого начала Марат играл дисциплинированно и ответственно. Так я понял, что место его - в защите.
Когда Марату исполнилось 10 лет, он начал ездить на соревнования всероссийского уровня и одерживать свои первые победы.
- У него проявился бойцовский характер, - продолжает тренер. - Он здорово играл тактически, всегда выбирал правильную позицию, а самое главное - прекрасно начинал атаку. Сам любил атаковать и забивал. Постоянно играл в меньшинстве, на него можно было положиться. Если нужно - под шайбу ляжет. Отец Марата часто приходил на матчи и ездил с нами по стране.
В 15 лет Марат перешел в юношеский состав «Лады».
- Там он стал серебряным призером чемпионата России, - говорит Иванов. - Попал в сборную и стал призером чемпионата мира среди юношей. А самое значимое достижение в его биографии - бронза чемпионата планеты 2009 года с молодежной сборной России.
В основной состав «Лады» Марата взял знаменитый тренер Петр Воробьев.
- Это было в сезоне 2005-2006 годов, - вспоминает руководитель пресс-службы тольяттинского клуба Надежда Бабрышова. - Очень сложный был период - ввиду сокращения финансирования в середине сезона клуб покинула половина игроков. Петр Воробьев привлек молодежь, которой было что доказывать. И они выиграли Континентальный кубок. Марат раскрылся в той команде.
- Уже в начале его карьеры я понимал, что растет высококлассный хоккеист, - рассказал нам по телефону Петр Воробьев (сейчас он тренирует молодежную команду ярославского «Локомотива»). - Марат пропустил год из-за травмы, но не растерял мастерства. Травмы мучили его постоянно. Марат не отличался выдающимся телосложением, над броском нужно было работать, но у него была масса положительных качеств. Он всегда верно выбирал позицию, отлично действовал тактически и технически. Со временем Марат вполне мог попасть в главную сборную страны.
В 2009 году Марату поступило предложение перебраться в одну из сильнейших команд страны - ярославский «Локомотив». Он отыграл там два сезона и дважды становился бронзовым призером чемпионата страны в составе «железнодорожников». Наверняка, и этом сезоне «Локо» с его мощным составом претендовал бы на медали, но, увы, больше не судьба Марату и другим погибшим ребятам радоваться победам...
«Нам всем нужно принять его уход»
Народ все шел и шел к дворцу спорта нескончаемым потоком. Возложить цветы к портрету Марата приехал инвалид-колясочник Сергей.
- Я лично не был знаком с Маратом, но за его игрой наблюдал и в «Ладе», и в «Локомотиве», - говорит Сергей. - Игрок он был хороший. Это большая потеря для российского хоккея. У Марата все было впереди. Всего 23 года... И не только у него, у многих, кто был в том самолете.
У входа во дворец «Репортер» заметил и заместителя начальника Следственного управления УМВД по Тольятти Рафаила Валиуллова. Он сам большой поклонник хоккея, лично знал Калимулина и отдал своего сынишку-школьника в хоккейный клуб «Лада».
- Марат был хорошим, умным и жестким защитником, - говорит Валиуллов. - Я был знаком с ним, когда он еще играл в «Ладе». Он импонировал мне своей порядочностью и открытостью. Никогда не хитрил, был далек от закулисных хоккейных интриг. Он просто играл в хоккей. Добродушный, веселый парень. Приятно было с ним общаться. Не было в нем ни капли заносчивости, высокомерия. Обычный молодой человек из нашего города. Он часто передавал свои клюшки с автографом моему сыну. С удовольствием общался с детьми - воспитанниками хоккейной школы - и был кумиром для малышей. Для многих тольяттинских татар хоккей стал любимым видом спорта, когда за «Ладу» заиграл Марат. Добрая и светлая память ему. Нам всем нужно принять его уход.
У Марата было много интересов и помимо хоккея.
- Любил компьютерные игры, - рассказывает его знакомый Олег Воеводин. - Любил активный отдых, катался на велике, роликовых коньках.
Когда катафалк подъехал ко дворцу спорта, толпа расступилась, чтобы носилки с хоккеистом занесли в холл «Волгаря». Слева от Марата сидели его родственники, справа стояли игроки «Лады». Болельщики заполнили все фойе. Многие не скрывали слез.
После панихиды тело Марата несли обратно к катафалку по живому коридору, образованному людьми. В первом ряду выстроились юные хоккеисты «Лады». Мальчишки стучали клюшками по асфальту, когда их кумир в последний раз «выходил» из родного дворца спорта. Так у хоккеистов принято провожать товарищей в последний путь.
Похоронили Марата Калимулина 10 сентября на мусульманском кладбище в Тольятти.
Авиакатастрофы со спортивными командами
4 мая 1949 г. игроки итальянского футбольного клуба «Торино» разбились на трехмоторном самолете FIAT G-121CP недалеко от аэропорта Турина, возвращаясь домой после товарищеского матча с португальской «Бенфикой».
5 января 1950 г. московский хоккейный клуб ВВС, которому покровительствовал сын Сталина Василий, вылетел из Свердловска (ныне Екатеринбург) в Челябинск на самолете «Ли-2». При заходе на посадку борт рухнул. Погибли 18 человек, в том числе восемь хоккеистов, тренер, врач, массажист и шесть членов экипажа.
6 февраля 1958 г. английский футбольный клуб «Манчестер Юнайтед» возвращался из Белграда после победы в полуфинале Кубка европейских чемпионов над югославской «Црвеной Звездой». Самолет «Амбассадор» приземлился в Мюнхене для дозаправки. Там бушевала метель. После третьей попытки взлететь машина упала недалеко от ВПП. Погибли 23 человека, в том числе восемь футболистов, тренер, директор команды и восемь журналистов. Выжили девять игроков и главный тренер.
15 февраля 1961 г. в Брюсселе при посадке потерпел крушение «Боинг-707», в котором летело 72 человека, в том числе сборная США по фигурному катанию. 34 спортсмена и тренеры погибли.
11 августа 1979 г. «Ту-134» с футбольным клубом «Пахтакор» (Узбекистан) на борту, следовавший из Ташкента в Минск, в небе над Украиной, близ Днепродзержинска, столкнулся с другой «тушкой». ЧП произошло на высоте 8400 метров. Погибли 178 человек, в том числе 17 членов футбольной команды, игравшей в высшей лиге чемпионата СССР.
14 марта 1980 г. около Варшавы потерпел катастрофу«Ил-62». В результате погибла национальная сборная США по боксу в составе 22 человек.
8 декабря 1987 г. недалеко от перуанского города Лима в полном составе погибла футбольная команда «Альянса Лима». На борту самолета произошли взрывы, и лайнер упал в море. На борту находилось 43 человека, спастись удалось только пилоту.
27 апреля 1993 г. рядом с побережьем Габона в море упал самолет, на котором сборная Замбии по футболу летела на квалификационный матч ЧМ-94 со сборной Сенегала. Погибли все 30 человек, находящихся на борту.
15 июля 2009 г. на северо-западе Ирана произошло крушение самолета «Ту-154М». Погибли 168 человек, в том числе юношеская сборная Ирана по дзюдо.
справка
Михаил Баландин
Родился 20 июля 1980 года в Липецке. Воспитанник ярославского «Торпедо», защитник. В составе ХК «Лада»: бронзовый призер 2003 и 2004 годов. Также выступал за клубы «Дизелист» (Пенза), «Химик» (Воскресенск), ЦСКА (Москва), «Атлант» (Мытищи), «Салават Юлаев» (Уфа), ОХК «Динамо» (Москва).
У Михаила остались жена Елена и дочка Лиза.