Мастерская смеха
Александр Лазарев, Михаил Эткин, Екатерина Потапова, Евгений Штыров названия для своего творческого объединения пока не придумали. Но разве это главное? Как и знаменитые Кукрыниксы, самарские мастера шаржа работают вместе и порознь, но от их взаимного сотворчества добродушно-ироничные зарисовки и портреты становятся почти трехмерными. В их мастерской, как в комнате смеха, можно увидеть себя с разных сторон, развеселиться до слез и признать, что самоирония отлично помогает справляться с провседневними тяготами. Так же как и Кукрыниксы, которые работали в газете «Правда» и журнале «Крокодил», наши шаржисты в самарской печати неоднократно откликались на злобу дня своими карикатурами. Как и Кукрыниксы, они признаются, что хоть и не обходятся без творческих споров, единодушия в работе это не нарушает. Например, в сентябре на открытии обновленной волжской набережной художники целый день работали под проливным дождем. Одной рукой удерживая либо уголь, либо карандаш или пастель, другой – зонт, они продолжали смешить самарцев, которые, между прочим, вопреки ливню и назло всем ветрам стояли в километровой очереди за собственными веселыми портретами. Дружеский шарж всегда приходится ко двору, к столу и ко всему, что происходит вокруг, будь то праздничное торжество или путешествие на теплоходе, будь то фестиваль или свадьба. Таков закон хорошего настроения. Оно никогда не лишнее. Утрированные черты – и море восторга! И еще куча историй, комичных, курьезных и даже невероятных, связанных почти с каждым шаржем.
Улицы в лицах
Художники нашли друг друга практически на улице. Творческими площадками, с вереницами любопытных и не лишенных юмора прохожих стали парк Гагарина, набережная и Ленинградская. Последнюю облюбовали как самарский Арбат, как художественную магистраль, вплетенную в полотно города. От желающих поместить свое изображение на спонтанный смешной рисунок не было отбоя.
В начале 1990-х к выпускнику Куйбышевского художественного училища Александру Лазареву, который рисовал шаржи на Ленинградке, примкнул молодой инженер Михаил Эткин, только что окончивший местный строительный институт. Оба были влюблены в незатейливые веселые портреты с ранней юности. Нарисовавшись вдоволь своих однокашников и близких, они с энтузиазмом пошли в народ, посчитав, что «улицы в лицах» - лучшая школа шаржа. «Каждый день мы писали портреты десятков людей, не переставая удивляться многообразию человеческих лиц, мимике, манере общения, - вспоминает Александр. - Здесь был кладезь карикатурных характеров. Многие люди являлись ходячими шаржами. Иногда мы с трудом удерживались от художественного сарказма, ведь в этом жанре главное - порадовать и рассмешить человека, а не гротескно выделить его недостатки».
Лазарев писал шаржи на местных знаменитостей, включая политиков, дарил рисунки молодоженам и юбилярам. Написанные пастелью и карандашом, его цветные сюжеты, переведенные с бытового на утрированный язык, становились для людей незабываемым подарком. Потом появилась его серия рисунков шаржированных, почти невероятных, очеловеченных котов, ставших самарским брендом.
Что касается Михаила Эткина, то семь лет работы чертежником не прошли для него даром. На шаржи это наложило графический черно-белый отпечаток, аккуратно выверенный до миллиметра. В его уличной галерее – тысячи лиц. Одно ему особо запомнилось. «Помню, пришлось мне в парке им. Гагарина рисовать шарж на бывшего уголовника, только что вышедшего из тюрьмы. Вокруг все хохотали, а он из-за этого стал злиться. Потом пригрозил меня убить. К счастью, обошлось. Даже его, угрюмого и молчаливого, шарж заставил улыбнуться», - рассказал Михаил. История другого его шаржа интересна уже на уровне придумки. На одном полотне художник уместил восемь самых веселых людей Самары. В виде репинских «Бурлаков», где вместо несчастных крестьян – улыбчивые ведущие праздников, радостно волочащие фееричный корабль торжеств. Как говорит Михаил, не так давно они все вместе рисовали 27 шаржей. Торопились, чтобы успеть к юбилею человека, который вопреки всем традициям на свой праздник решил подарить гостям веселые портреты каждого приглашенного.
Ликующая «Груша» и Франция
С выпускницей худграфа Тольяттинского пединститута Екатериной Потаповой художники познакомились в середине 1990-х годов в уличной мастерской парка Гагарина. Еще студенткой на пленэре в Ширяеве она устроила свою первую персональную выставку смешных портретов своих младших коллег. Ребята были довольны, а для нее эти 13 шаржей стали началом счастливой биографии карикатуристки. С тех пор героями ее шаржированных сюжетов стали сотни горожан. На коллективных портретах ей удавалось уместить десятки смешных лиц. Несколько лет назад она написала шаржи на солиста Boney M Бобби Фаррелла и его певиц. Рисунки подарила на концерте, сделав им настоящий сюрприз. Последние 12 лет каждое лето художница трудится на аллее художников Грушинского фестиваля, где любители бардовской песни с удовольствием принимают шаржи, навеянные художнице их необычным видом и одеянием.
Завсегдатаем Грушинского слета был и художник-живописец Евгений Штыров. Здесь он давал волю своей фантазии. Садился в первый ряд и создавал серии шаржей бардов. Так в шаржированный переплет попали и Виктор Третьяков, и Леонид Сергеев, и Борис Кельман. На одном из фестивалей досталось и Юрию Шевчуку, правда, шарж ему так понравился, что был удостоен автографа героя.
После окончания самарского художественного училища и Харьковского художественно-промышленного института Штыров занимался жанровой живописью, создавая полотна на социальные и исторические темы. Увлечение шаржами шло параллельно академическому искусству и преподаванию. «Писать ироничные портреты я начал еще в училище под влиянием экспрессионизма Анри Матисса. Зарисовывал сокурсников, преподавателей, случайных прохожих, - вспоминает Евгений Штыров. - Позже свою первую выставку шаржей я устроил в институте у деканата после поездки на картошку. За мои остроумные художества меня тогда едва не исключили».
В Самаре он время от времени возвращался к портретным этюдам. Например, писал шаржи друзей, с которыми путешествовал по Самарской Луке. Как-то изобразил на фоне Жигулей своих товарищей, облачив их в княжеские наряды и усадив в ладью. Шарж захлестнул его с новой силой в 2005 году в небольшом французском городке Жанзаке, куда его пригласили с персональной выставкой. Там французское по происхождению слово «шарж» обрело для него новое звучание. Познакомившись с группой французских карикатуристов, в перерывах между кураторством своей экспозиции он писал портреты местных жителей, которых полюбил за их превосходное чувство юмора и радушие. По его словам, они очень напоминают нас. Вернувшись из богемных краев, Штыров устроил показ работ в Самаре. Екатерина пришла к нему на выставку с букетом подсолнухов, которые, кстати сказать, обожают французы. Она же его познакомила со своими коллегами.
Художники мечтают открыть в Самаре выставку шаржей, чтобы горожане снова и снова улыбались при виде доброго и смешного.
Источник: www.vkonline.ru