От готики до модерна
Фестиваль искусств «Открой Приволжье» был призван объединить культурное сообщество разных регионов нашего округа и показать неповторимость каждого из них. Изысканные исторические куклы, созданные самарской мастерицей, как всегда, вызвали восторг публики.
В Москве было представлено десять кукол в костюмах русской знати и столько же - из собрания французской моды семнадцатого века.
Десять лет назад Ольга Баканова, приехавшая в Самару из Вологды, пришла работать в Детскую картинную галерею и стала преподавать живопись и рисунок. Директор галереи Нина Иевлева, которой всегда были интересны куклы, увидев подобный интерес и у педагога, предложила ей также вести курс по истории кукол. А Ольгу уже тогда увлекала и история костюма. Костюмной исторической куклой тогда почти никто в России не занимался. Так что Ольга Баканова оказалась во многом первооткрывателем. В помещении бывшей каретной возле особняка Клодта ей выделили мастерскую, и через какое-то время она создала первую свою коллекцию - «Бургундская мода», которая вызвала фурор среди ценителей искусства.
В своем творчестве Ольга Баканова обращается к самым разным историческим периодам. Готика, европейское Возрождение, барокко, рококо, романтизм, модерн... Все эти эпохи можно изучать по костюмам, созданным самарской мастерицей. При этом мода в каждую историческую эпоху имеет свой национальный колорит. «Готика – это, прежде всего, Франция, - говорит Баканова. - Само понятие моды зародилась во Франции при Бургундском дворе – в XV веке. А в XVI-м тон задавали уже Италия и Испания. В эпоху барокко, в XVII веке - опять Франция. Тогда законодателем мод становится французский король Людовик XIV».
Спустя какое-то время мастерица обратилась к русскому историческому костюму.
«Мне было очень интересно заниматься костюмами русской знати допетровской эпохи, - рассказывает Ольга Баканова. - Позже, в восемнадцатом веке, при Петре I , в Россию входит европейская мода, и с этого времени больших отличий в костюмах знатных людей из разных стран уже нет».
Среди исторических персонажей Ольги Бакановой — Петр I, царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична, Елизавета I, Генрих VIII, капитан Дрейк, персонажи эпохи Барокко - Людовик XIV де Бурбон, кардинал Ришелье, инфанта Маргарита, Мария Медичи, герцогиня де Фонтанж с пажом и другие знатные господа и дамы.
Детали их одежды она изучала, прежде всего, по историческим портретам и старинным журналам моды.
Не у всех героев остались достоверные описания их внешности – приходилось что-то додумывать, фантазировать. Так, в кукольном образе Алексея Михайловича, который считался личностью сакральной и его мало кто имел возможность видеть, угадываются черты его далекого потомка — Николая II.
У каждой эпохи не только свои костюмы, но и свои атрибуты. И когда Ольга Баканова готовит к выставке коллекции созданных ею исторических персонажей, рядом размещаются миниатюрные копии вещей тех далеких времен - клинков из XVI века, кубков, сабель, парчи из готической эпохи, вееров, лорнетов и перчаток из эпохи романтизма.
Всего Ольгой Бакановой создано почти сто эксклюзивных кукол. Находятся они главным образом в фондах Детской картинной галереи. Но есть и исторические куклы, которые Ольга сделала по частным заказам.
Венеция в Самаре
Летом на выставки эксклюзивных кукол из особняка Клодта часто приводят школьников, и они с интересом рассматривают исторических персонажей, слушают занимательные рассказы из жизни Генриха VIII, Елизаветы I и других героев давно минувших дней. Этим летом здесь, возле миниатюрных «палат Кремля», собралась русская знать XVII века, персонажи эпох барокко, рококо и Возрождения. Любопытно было сравнить различия в тенденциях моды России и европейских стран XVII века. «В Европе, - говорит Ольга Баканова, – тогда в моде был сложный крой — вычурные силуэты, разнообразные воротники, корсеты. А в России знать носила простые рубахи, сарафаны, кафтаны». Вообще, коллекция кукол в костюмах русской знати, над которой Ольга работала два года, - одна из ее любимых.
Еще одна любимая коллекция — куклы Венецианского карнавала. В ней одиннадцать персонажей, среди которых действующие лица комедии дель арте – Пьеро, Коломбина и другие, есть здесь и кавалеры, и шут, и собирательный образ «Венеция».
В 2009 году коллекция и ее автор побывали в Венеции и имели там головокружительный успех. Выставка кукол проходила во Дворце Мочениго, стоящем на берегу главного венецианского канала. Посетители проявили живой интерес к куклам самарской мастерицы, подходили, задавали много вопросов.
Сейчас на рабочем столе Ольги Бакановой — несколько работ, которые она делает параллельно. Фигурка кокетливой барышни, которая залетела сюда из XVIII века, а рядом — галантный кавалер. Еще один новый образ - бравый гусар Александрийского полка образца 1810 года.
Чтобы создать свои кукольные образы, Ольга читает много литературы об истории и исторических костюмах. Правда, небольшая неточность в облике кукольного персонажа для усиления эффекта образа вполне допустима, считает мастерица. Так, ее Петр I, сильный и уверенный в себе законодатель всего нового, напоминает образ, созданный Николаем Симоновым в одноименном фильме. Хотя на самом деле, как утверждают историки, император был больше похож на образ, созданный скульптором Шемякиным.
В планах хозяйки «Кукольного дома» и трех ее помощников, которые участвуют в шитье костюмов, - создать образы русских цариц Екатерины II и Елизаветы I, которая, как известно, была большой модницей. Есть и эскиз с собирательным образом персидского царя, в котором угадываются черты легендарного Ксеркса, а рядом с ним будет размещен загадочный сфинкс.
Изготовление кукол — дело долгое и кропотливое. На каждую уходит не менее четырех-пяти месяцев. Сначала появляются эскизы, затем создаются глиняные формы, которые потом обжигаются в печи. Фигурки собираются, затем на них накладывается ватин или синтепон, а уже потом куклы одеваются в модные наряды, расписывается акриловыми красками, покрываются итальянским лаком. А еще им тщательно делаются модные прически. И уже после этого создания Ольги Бакановой становятся полноправными обитателями «Кукольного дома» в старинном самарском особняке.
Источник: www.vkonline.ru