Ищи себя на рынке труда!

Самарским школьникам помогут выбрать правильную профессию

Понять, к чему лежит душа, помогут специалисты Центра профориентации
Виктор Сойфер

Старшеклассники уже вовсю готовятся к поступлению в колледжи и вузы. Нынешние школьники, когда приходит время выбирать профессию, зачастую не знают, какой специальности отдать предпочтение. Им на помощь приходит государство. «Репортер» выяснял, как именно молодым людям помогают найти себя на рынке труда.

«Я хочу» и «Я могу»
Одно из направлений, над которым активно работают в министерстве образования и науки Самарской области, - профориентация школьников. Важно с ранних лет понять, к какой профессии ты склонен, чтобы выбор будущей специальности был осознанным.
- Сегодня работодателям требуются не просто специалисты с набором знаний, умений и опыта, - говорит руководитель управления проектно-аналитической деятельности областного министерства образования и науки Сергей Еремин. - Сейчас нужны профессионалы, обладающие способностью к самоорганизации и самосовершенствованию. Работники, которые могут выявить проблему и быстро найти способы ее решения. Отсюда и новая задача для системы профориентации школьников - сформировать у них осознанную потребность в профессиональном самоопределении.
По словам Сергея Еремина, в профориентации выделяются несколько направлений: профинформирование и профагитация, профдиагностика и профконсультирование. Все это готова предоставить школьникам государственная система профориентации, в которой задействованы ресурсные центры на местах и Центр планирования профессиональной карьеры Самарской области.
- Мы постоянно предлагают новые формы и методы ведения профориентации, - говорит руководитель губернского Центра планирования профкарьеры Татьяна Четверикова. - Уже на этапе младшей и средней школы мы ориентируем ребенка на построение успешной карьеры. В этом году впервые на территории области провели мониторинг качества предоставления услуг по профориентации, в котором приняли участие около 30 тысяч учащихся и их родителей.
Специалисты центров приходят в школы, тестируют учеников, что помогает детям понять, к чему лежит душа. Самый простой тест состоит из двух блоков - «Я хочу» и «Я могу».
На экране монитора один за другим возникают фразы: «я хочу заниматься обслуживанием», «я хочу заготавливать продукты», «воплощать идеи в жизнь» и т.д. В следующем блоке - «я могу быть чутким и добрым», «я могу использовать приборы и механизмы», «я могу оперировать знаками и символами» и др. Под каждой фразой четыре варианта ответа: «Вовсе нет», «Пожалуй, так», «Верно», «Совершенно верно».
- Школьники с интересом отвечают на вопросы, порой надолго задумываясь, - рассказывает и.о. директора Самарского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки Оксана Береснева. - Казалось бы, такие простые вопросы, но как сложно ребенку понять самого себя. Конечно, для школьника понятие «рынок труда» не наполнено конкретным смыслом, эта проблема от него пока где-то далеко. Поэтому не стоит ждать, когда ребенку исполнится 16 лет, чтобы выбирать профессию и соответствующее учебное заведение. К 14 годам школьник уже достаточно развит, он задается вопросами: «Кто я?», «Кем я буду?». Так что 13-14 лет - самый подходящий возраст для того, чтобы пойти в Центр профориентации. А наша задача - помочь ребенку реализовать себя, найти смысл в его абстрактных желаниях типа «хочу много зарабатывать».

Попробуй свои силы
Найти хорошее место начинающему специалисту нелегко. Именно поэтому министерство образования организует для школьников встречи с работодателями. Руководители крупнейших компаний и организаций знакомят ребят с требованиями, которые предъявляют к кандидатам при приеме на работу.
- Дети зачастую не знают, что такое резюме, как его писать, - говорит Оксана Береснева. - Попробовать свои силы в этом вопросе можно в Центре профориентации. Специалисты помогут записать даже видео-резюме, которое дает серьезное преимущество перед остальными кандидатами.
Но чтобы быть востребованным, сегодня необходимы не только навыки и умения. Нужно быть мобильным, уметь адаптироваться к разным условиям. На этапе подготовки к первому трудоустройству важно психологически поддержать молодежь. Поэтому сейчас среди старшеклассников так популярны мастер-классы, которые организует региональный минобр.
- К нам в школу приходили сотрудники Центра профориентации, - рассказывает десятиклассница Галина Рогожечкина. - Проводили мастер-класс «Как жесты, интонация, мимика «выдают» меня и что сообщают о других». Для меня это очень актуально, так как я не очень хорошо владею собой и очень боюсь показать свою неуверенность на собеседовании.
- А нас учили записывать видео-резюме, - говорит будущий выпускник Илья Огурцов. - Поначалу я не понимал, зачем это нужно. Можно ведь и в письменной форме отправить. Но по ходу понял, что видео-резюме демонстрирует такие качества, как коммуникабельность, открытость, владение речью. Значит, работодатель сможет оценить меня как личность, а не просто прочитает мои достижения в учебе.

Из техникума - хоть рабочий, хоть служащий
В Самарской области по инициативе министерства образования идет работа по слиянию учреждений начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО). Суть - сделать техникумы и колледжи многоуровневыми. То есть в них можно будет и получить рабочие профессии, и стать специалистом среднего звена. Эксперты считают, что такая «переквалификация» делает образование более привлекательным для вчерашних школьников.
- Создание многоуровневой системы - требование времени и рынка труда, - говорит руководитель управления проектно-аналитической деятельности министерства образования и науки Самарской области Сергей Еремин. - Перевод учреждений НПО в структуру СПО позволит оптимально использовать педагогические кадры, материально-технические и бюджетные ресурсы. Процесс перепрофилирования идет постепенно. Пять лет назад в губернии работало 47 учреждений СПО, и из них только 19 были многоуровневыми. А сейчас в области насчитывается 55 техникумов и колледжей, из них 33 являются многоуровневыми. К концу 2012 года мы надеемся перевести в новую систему 60% техникумов.
Ни для кого не секрет, что сейчас востребованы специалисты с СПО. Об этом говорят работодатели. Кроме того, известно, что в нынешнее время начальное и среднее профессиональное образование проигрывает конкурентную борьбу высшей школе. Большинство школьников изначально ориентированы на учебу в вузе. Перевод НПО в структуру среднего делает его более привлекательным для выпускников. Поскольку они знают, что получат диплом колледжа, а не училища. Пусть даже и по рабочей специальности.
- Могу сказать, что раньше, когда мы только начинали создавать многоуровневую систему образования, у нас были проблемы с набором, - говорит Сергей Еремин. - Теперь же, по прошествии времени, в подобных учебных заведениях, как говорится, полный комплект. Значит, система доказала свою актуальность.

«Нам нужны профессионалы»
Президент СГАУ Виктор Сойфер считает, что лучшая профориентация для молодежи - успешный пример родителей или близкого друга.
- Когда я в начале 60-х выбирал вуз, для меня примером были Юрий Гагарин и мой отец, который работал в Куйбышевском авиационном институте, - рассказывает Виктор Сойфер. - В мое время успешно развивалась космическая промышленность, вперед шагала физика. И все хотели быть космонавтами, инженерами, учеными. Сейчас молодежь видит успешных бизнесменов, финансистов, юристов, адвокатов. А радостных и гордых руководителей производства не видит. Поэтому нынешние школьники связывают себя с деньгами, даже не размышляя, как они хотят зарабатывать. Когда экономика страны начнет подниматься, тогда будет и интерес к производственной сфере. Сегодня не хватает профессионалов. К сожалению, многие занимаются не своим делом. Я все профессии уважаю, будь то дворник, слесарь, но я уважаю профессионализм в любой сфере. Если молодой человек получил диплом инженера и пошел в охранники - он и будет охранником. Ничего не имею против этой профессии, но тогда зачем ему диплом инженера? Нравится тебе серьезная мужская работа - иди в Академию федеральной службы охраны, станешь профессионалом своего дела. Поэтому профориентация - хорошее явление. Оно доказывает, что на образовательном рынке большая конкуренция. Если школьникам эти мероприятия помогут определиться в профессии, а потом зарабатывать достойные деньги, то я только за. Сейчас наша задача - помочь молодежи понять важность качественного образования, осознанного, которое ты выбираешь, чтобы идти конкретной дорогой.

Кто требуется, а кто не востребован?
О ситуации на рынке труда Самарской области рассказывает ведущий инспектор городской службы занятости Розалия Гареева:
- Традиционно много безработных из числа выпускников вузов. Те, кто получает рабочие специальности, практически всегда трудоустраиваются. Об этом явлении мы говорим давно: по-прежнему престижное высшее образование не дает гарантированного рабочего места.
На начало декабря много следующих вакансий:
- неквалифицированный труд: грузчик, дворник, кухонный рабочий;
- квалифицированный труд: водители, кладовщик, контролер, электрогазосварщики, водители троллейбусов;
- служащие: страховые агенты, финансовые, представители торговых компаний, врачи, инженеры, инспекторы, кассиры, менеджеры, консультанты, товароведы.
По увеличению и уменьшению спроса от работодателей с 2009 по 2011 год наблюдается такая тенденция:
- падает спрос на водителей автобуса,
- растет спрос на сварщиков.
Среди безработных лидируют люди со специальностью бухгалтер, продавец, директор.

Наибольшее количество вакансий приходится на следующие виды деятельности:
- обрабатывающие производства;
- операции с недвижимым имуществом,
- аренда и предоставление услуг;
- строительство;
- оптовая и розничная торговля,
- ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

Версия для печати