Владислав Капустин: В Самарской области опережающими темпами развивается оборонная промышленность

Читали 1019

Промышленность Самарской области активно восстанавливается после экономического кризиса. Объемы производства большинства отраслей машиностроения уже достигли докризисного уровня. Какие факторы способствовали формированию положительной динамики развития тяжелой промышленности? Предприятиям каких отраслей удалось сохранить и даже увеличить объемы выпуска продукции в период экономического кризиса? Какие меры поддержки оказывает областное правительство самарским машиностроительным заводам? Об этом и многом другом «ВК» рассказал министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав Капустин.

Спад и подъем
- Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в машиностроении Самарской области? Можно ли говорить о том, что кризис в этой сфере преодолен?

- Самарская область входит в пятерку регионов, в наибольшей степени пострадавших от негативных процессов в экономике. Особенно кризис повлиял на деятельность отраслей, производящих продукцию для населения. У нас это, прежде всего, автомобильная промышленность и строительство. По итогам 2009 года наибольший спад наблюдался в производстве транспортных средств – за этот период индекс физического объема в отрасли снизился на 61,1% по сравнению с уровнем 2008 года. Машина не является предметом первой необходимости. Если покупатель перестанет доверять производителю, это невозможно будет компенсировать никакими мерами господдержки.

Сегодня нашей области удалось почти полностью преодолеть кризисные явления в экономике. Это видно по официальным статистическим данным. По темпам роста производства основных видов продукции мы вплотную приблизились к показателям 2008 года или даже превзошли их. Например, объем производства транспортных средств за 8 месяцев текущего года вырос на 77,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Броня крепка

- Какие отрасли машиностроения сегодня развиваются наиболее интенсивно?

- Как ни покажется удивительным, в Самарской области опережающими темпами развивается оборонная промышленность. Объемы производства этих видов продукции не сократились даже в кризисном 2009 году. Например, в авиационно-космической отрасли отгрузка готовой продукции выросла более чем на 50%. Этот рост напрямую связан с увеличением на 66% заказов в «ЦСКБ-Прогресс» от государства и российско-французской компании «Старсем». В этом году «оборонка» демонстрирует уверенные темпы роста. Такие предприятия, как «Тяжмаш» и «Салют», каждый год существенно увеличивают объемы производства.

- С чем это связано?

- На этих заводах хорошие, сплоченные трудовые коллективы, очень способные и грамотные руководители. Они сумели даже в самый тяжелый период не растерять квалифицированные кадры, сохранить производственное оборудование. Эти предприятия активно осваивали производство новых видов продукции. Они в полной мере используют свой богатый научно-технический потенциал. Существенно увеличил номенклатуру выпускаемой продукции сызранский «Тяжмаш». Предприятие освоило производство сложнейших гидросистем, а также систем ПВО, которые раньше выпускались на Украине. Хочется привести в пример и «Авиаагрегат». Основная продукция этого предприятия – шасси для самолетов, оказалась не очень востребована на рынке. Тогда завод начал производить изделия для железной дороги. Уже вскоре он занял лидирующие позиции на этом сегменте рынка. Стабилизации ситуации в «оборонке» способствует и начавшееся перевооружение на предприятиях двигателестроительного куста. Всего на эти цели выделено 880 млн руб. В 2009 году было освоено 223 млн руб.

- С какими проблемами сталкивается сегодня эта отрасль?

- Нас очень беспокоит ситуация, сложившаяся на казенных заводах – «Коммунаре» и других предприятиях Чапаевского куста. Для людей само понятие «казенное предприятие» ассоциируется с гарантированной заработной платой, стабильным госзаказом. А мы сегодня не видим ни того, ни другого. Зато видим явные просчеты в планировании, в регулировании деятельности этих предприятий. В последнее время нам все-таки удается не допускать систематической задолженности по заработной плате на этих заводах.

Ставка на инновации

- Самарская область всегда отличалась серьезным научно-техническим потенциалом. Какие отрасли промышленности развиваются наиболее инновационно?

- Очень высока доля инновационной продукции и разработок в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях. Компании применяют новейшие, передовые методы производства, в том числе с использованием иностранных лицензий.

В сфере добычи нефти нам удалось не допустить спада даже в самые тяжелые кризисные годы. В 2009 году прирост добычи этой продукции давали только наша область и Сахалин. Сегодня устойчивые темпы роста в отрасли сопровождаются глубокой реконструкцией на всех трех нефтеперерабатывающих заводах Самарской области – Куйбышевском, Новокуйбышевском и Сызранском. Реконструкция на этих предприятиях, в принципе, однотипна. Различия касаются в основном сроков ввода новых мощностей, объемов выполняемых работ. Но цель преследуется одна – все три предприятия самарского куста «Роснефти» должны к 2015 году полностью перейти на выпуск бензина, дизельного топлива и других продуктов по ведущим европейским стандартам качества. После проведения реконструкции комплекс самарских нефтеперерабатывающих предприятий будет лучшим в мире.

- Какие задачи это поможет решить?

- Доведение качества бензина до стандартов ведущих европейских стран позволит существенно снизить экологическую нагрузку. Ведь главный фактор загрязнения окружающей среды – это автомобильный транспорт. Сегодня на каждого жителя Самары приходятся тонны вредных выбросов. Одна из главных причин такого положения дел – плохое качество бензина. Недавно мы провели проверки ряда автозаправочных станций. Могу сказать, что ко многим из них у нас очень большие претензии. Вопросы по качеству бензина не вызывают автозаправки только четырех крупнейших производителей – «Самаранефтепродукта», «ЛУКОЙЛа», «Татнефти» и BP.

Утилизация и не только

- Сегодня мы видим огромное внимание со стороны государства к деятельности ОАО «АвтоВАЗ». Как вы оцениваете усилия федеральных властей и менеджмента предприятия по выводу автогиганта из кризиса?

- Безусловно, важнейшим фактором восстановления работы предприятия стала программа утилизации старых машин. Она позволила автозаводу не только выйти на точку безубыточности, но и получить операционную прибыль. Реализация этой программы оказала серьезную поддержку социально незащищенным слоям населения. Пенсионеры и инвалиды получили реальную возможность приобрести автомобили по приемлемым ценам. К тому же старые, оснащенные карбюраторными двигателями машины наносят существенный урон окружающей среде. Сегодняшние «пятерки» и «семерки» уже совсем не такие – их двигатели соответствуют стандартам «Евро-2». Поэтому несправедливо мнение, что программа продвигает модели, произведенные по старым технологиям.

Но следует иметь в виду, что программа утилизации оказалась отнюдь не единственным фактором, способствующим оздоровлению ситуации на «АвтоВАЗе». Автозаводу была оказана серьезная финансовая поддержка. Были приняты, хотя и с огромным опозданием, правильные решения в области социальных проблем.

Я посещаю «АвтоВАЗ» каждый месяц. И своими глазами вижу, что государственные деньги были потрачены не зря. «АвтоВАЗом» сегодня руководит очень сильная команда менеджеров. Она все время идет вперед маленькими, последовательными шагами. И все время добивается результатов. Сегодня на предприятии отремонтированы цеха, освобождено огромное количество площадей, начато строительство нового окрасочного производства. Новым руководителям удалось решить и множество экономических проблем. На автозаводе начали реально экономить, перестали раздавать средства направо и налево. То, что было раньше и что стало теперь – это небо и земля. Почему-то обо все этом очень мало говорят и мало пишут.

- Какие основные мероприятия областного правительства по поддержке промышленных предприятий вы считаете наиболее значимыми?

- Мы ведем активную работу с «АвтоВАЗом» и другими предприятиями, сотрудничающими с ООО «Самараавтожгут», для предоставления льготных условий получения сырья и поставки продукции. В результате «АвтоВАЗ» в 1,5 раза увеличил объемы заказов для этого предприятия.

На протяжении ряда лет мы оказываем поддержку ОАО «Авиакор-авиационный завод». Предприятию выделялись кредиты для развития производства, была оказана помощь в получении оборудования для выпуска самолета Ан-140. Областное правительство помогло заводу получить средства от федеральных структур по выполненным для них контрактам. В целом антикризисная работа областного правительства привела к формированию нового, более детализированного комплекса инструментов поддержки промышленности. Сегодня, на наш взгляд, целесообразно перевести многие, вновь разработанные меры господдержки из разряда антикризисных в категорию мер по развитию промышленности, в том числе на законодательном уровне.

Новости

Назад. 29 сентября 2010 Вперед.
Владислав Капустин: В Самарской области опережающими темпами развивается оборонная промышленность