28 сентября 2010 г. состоялось очередной заседание Общественной палаты Самарской области. Открывая заседание, Председатель палаты Виктор Сойфер проинформировал о текущей работе комиссий, об участии членов палаты в общественных слушаниях по проектам различных федеральных законов. С докладом по первому вопросу повестки дня выступил председатель комиссии по коммуникациям, информационной политике, вопросам развития гражданского общества и благотворительности Виталий Добрусин, рассказавший о ходе работы над ежегодным докладом Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Самарской области и призвавший руководителей некоммерческих организаций губернии активнее участвовать в подготовке доклада.
Основным вопросом повестки дня заседания стал вопрос о ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Самарской области. Председатель комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ Виктор Часовских в своем докладе обрисовал картину, которая складывается в губернии по основным направлениям реализации реформы ЖКХ, среди которых значатся: перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения и привлечение частного бизнеса и частных инвестиций; модернизация комплекса жилищно-коммунального хозяйства; формирование института эффективного собственника; капитальный ремонт многоквартирных домов; переселение граждан из аварийного жилья; внедрение энергоэффективных технологий в отрасль; сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоев населения.
На сегодняшний день в Самарской области в систему коммунальной инфраструктуры муниципалитетов входит 446 предприятий. В целом деятельность коммунального комплекса характеризуется невысоким качеством предоставления услуг, а также в значительной части неэффективным использованием тепло-энергетических ресурсов и высоким уровнем загрязнения окружающей среды. В муниципалитетах области мощности ЖКХ изношены до предела и нуждаются в обновлении. Уровень износа объектов по производству, передаче и распределению энергетических ресурсов составляет в среднем порядка 60%: насосного оборудования и водопроводных сетей – более 70 %; объектов генерации тепла и тепловых сетей – около 65%; объектов по производству, передаче и распределению электроэнергии – около 30%. Потери тепла при эксплуатации достигают 30% произведённой тепловой энергии, воды – до 55%. Ярким примером отсутствия государственного подхода к нуждам населения служит, по мнению Виктора Часовских, деятельность властей г.о. Самара: в связи с отсутствием в долгосрочной целевой программе городского округа «Чистая вода» на 2010-2013 годы» финансирования для проведения комплекса мероприятий по внедрению станции ультрафиолетового обеззараживания на объектах муниципального предприятия «Самараводоканал», на 25 млн. рублей уменьшается объем субсидий городу из областного бюджета в 2010 году. Однако есть и положительные примеры: г.о. Тольятти, Новокуйбышевск, Отрадный участвуют не только в областных, но и федеральных программах, получая средства на развитие и совершенствование жилищно-коммунального комплекса.
По состоянию на 1 апреля 2010 г. в Самарской области способ управления определен в 22334 многоквартирных домах (МКД), что составляет более 97% от общего их количества. 77% МКД управляется управляющими организациями, в том числе: 15381 МКД – управляется коммерческими УК; 2509 МКД – государственными УК; около 14% домов управляются ТСЖ и ЖСК; 5,2% – управляются непосредственно самими собственниками; 745 МКД – не выбрали или не реализовали способ управления.
Управлением многоквартирных домов сегодня в области занимаются 138 управляющих компаний, 115 из которых частные (в 2005 году их было 54), 23 – муниципальные. При этом частные управляющие организации очень неохотно идут в сельские муниципалитеты по причинам плохого состояния жилищного фонда, неплатежеспособности населения. В то же время нередко сами местные власти не желают допускать в «свои» районы представителей «других» компаний. Между тем, создание благоприятного инвестиционного климата в муниципалитете – залог того, что управляющие компании все-таки, придут, и будут работать с населением. Такой опыт в области уже имеется – это г.о. Кинель.
«Очень серьезно стоит проблема качества работы управляющих компаний, – отмечает Виктор Часовских. – Только за 2009 год Государственной жилищной инспекцией Самарской области рассмотрено более 8 тыс. обращений граждан. «Лидером» по количеству нарушений является г.о. Самара, где только за первое полугодие 2010 г. уже выявлено более 4 тыс. нарушений».
К 1 апреля 2010 г. в губернии создано 1155 ТСЖ (в 2009 г.- 893), из них в городских округах – 1071 (2009 г. – 856), в муниципальных районах – 84 (в 2009 г. – 27). Не созданы ТСЖ в муниципальных районах Алексеевский, Богатовский, Большеглушицкий, Большечерниговский, Борский, Елховский, Похвистневский, Ставропольский. «К тому же сегодня налицо факты, когда власти, в частности г.о. Самара, Тольятти, на словах поддерживая ТСЖ, не всегда способствуют тому, чтобы они работали в полную силу», – акцентировал внимание на проблеме Виктор Часовских.
Из 62,5 млн. м² общей площади жилищного фонда Самарской области ветхое жилье – 891,3 тыс. м², аварийное – 23,2 тыс. м². Средства на проведение капитальных ремонтов домов из Фонда содействия реформированию ЖКХ получили все 10 городов, всего лишь 14 муниципальных районов и лишь 25 поселений области. Что касается программ расселения и переселения граждан из аварийного жилья, то в них приняли участие 8 городов, 11 муниципальных районов, 8 поселений. 116 домов включены в программы на расселение, 126 домов – на переселение. Однако на сегодняшний день расселено лишь 984 человека (21,83%) от запланированного; из 1947 человек, которые должны быть переселены, на сегодняшний день не переселен никто. «Накануне я встречался с советником руководителя Фонда, который очень обеспокоен положением дел в области, и, особенно в г.о. Самара. Если в этом году, область не отчитается о проведенных в 75 домах работах и переселении граждан из аварийных домов, финансирование на эти цели мы больше не получим; несмотря на то что достигнута договоренность с руководством Фонда о выделении г.о. Самара дополнительных средств на решение данных проблем», – подчеркивает Виктор Часовских.
Немаловажным направлением реформирования ЖКХ является внедрение энергоэффективных технологий в отрасль. На территории Самарской области проводятся мероприятия по переходу на отпуск коммунальных услуг потребителям по приборам учета, действует областная целевая программа «Поэтапный переход на отпуск коммунальных услуг потребителям по приборам учета на 2009-2015 годы». Однако в большинстве муниципальных образований до сих пор не разработаны аналогичные муниципальные программы, что не позволяет им получить из областного бюджета дополнительные инвестиции на эти цели. На сегодняшний день коллективными приборами учета оснащены: на тепло – 8,5% многоквартирных домов; на холодное водоснабжние – 7,02%; горячее водоснабжение – 7,5%; электроэнергию – 16,46%. Индивидуальные приборы учета установлены менее чем в 10% квартир.
Несомненно, восприятие любых реформ обществом напрямую связано с информированностью граждан о необходимости этих преобразований. «Общим недостатком работы муниципалитетов Самарской области по формированию активного собственника является отсутствие системности в проведении мероприятий. По итогам изучения данного вопроса наша комиссия рекомендовала главам муниципалитетов разработать и принять муниципальные целевые программы по информированию населения по вопросам, связанных с реформированием системы ЖКХ. Тем более, можно воспользоваться опытом г.о. Новокуйбышевск, где такая программа успешно работает», – подчеркнул Виктор Часовских.
«Население недовольно ходом проведения реформы ЖКХ, не довольно ее результатами. В муниципалитетах работа ведется крайне слабо и бессистемно. Задача гражданского общества области на сегодняшний день состоит в том, чтобы как можно чаще поднимать эти вопросы, в конце концов – заставлять муниципальные власти исполнять свои обязанности», – резюмировал Виктор Часовских.
Выслушав доклады руководителя главного управления реформирования ЖКХ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и представителей администраций крупных муниципалитетов губернии, члены Общественной палаты Самарской области приняли решение обратиться к органам местного самоуправления с рекомендацией наладить эффективную работу организаций, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами, для чего в каждом муниципальном образовании принять нормативные акты, утверждающие примерный договоров на управление многоквартирными домами, разработанный Самарской Губернской Думой совместно с Общественной палатой области, создать реестр управляющих компаний. Самарской Губернской Думе рекомендовано разработать модельный порядок установки коллективных и индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов и расчетов населения по показаниям приборов для муниципальных образований. Кроме того, решено рекомендовать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области принять дополнительные меры по усилению контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарном рынке по предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающих в многоквартирных домах. Ряд рекомендаций общественников поступит также Правительству Самарской области.