19 сентября главный зал Самарского академического театра оперы и балета, закрытый на реконструкцию, наконец откроется и примет зрителей. Наш корреспондент побывал в полностью перестроенном центральном корпусе театра и узнал у главного художественного руководителя, какие возможности сулят дорогие нововведения зрителям, артистам и режиссерам.
«Ла Скала» из ДК?
«Зал изменился, конечно, кардинально», - говорит главный художественный руководитель театра оперы и балета Михаил Губский, пока мы оглядываем пространство. А посмотреть, конечно, есть на что. Стены благородного темно-красного оттенка, на фоне которых сияют позолотой три яруса белых балконов. Изменился не только декор старого зала, изменилась и его форма
- Старый зал имел форму куба, - объясняет Михаил Анатольевич. - Сейчас он приобрел форму классического оперного театра, что называется, «оперный колодец». Он стал выше почти на семь метров, появились многоярусные балконы, но в то же время зрители стали ближе к сцене. Это, конечно, совсем другая атмосфера. Появилась большая ложа – что тоже принято в музыкальных театрах. Кроме того, теперь в зале намного комфортнее. Вентиляция и кондиционирование подведены чуть ли не под каждое кресло.
- Что скажете про акустику зала? Она стала лучше, чем раньше?
- Знаете, эти залы просто нельзя сравнивать. Старый зал был совсем другим, но акустика там была не такой уж плохой. Недаром здесь Большой театр выступал. Но сейчас она просто потрясающая. Тут работало множество специалистов, был не один проект – спорили, доказывали, наконец определились. Последнее акустическое измерение проводилось 16 августа, приезжали специалисты, измеряли все спецоборудованием во время акустической репетиции хора, оркестра и солистов и дали очень хорошую оценку. Работа еще идет, кое-что еще нужно сделать, например, установить экраны, которые поглощают или отражают определенные звуковые частоты. Видимо, приедут еще одни эксперты, из Англии. И, конечно, аура, которая создается в театре годами, – это тоже реальность. Через несколько лет этот зал будет звучать совсем по-другому.
Самый главный зал
Итак, реконструкция театра оперы и балета, начатая еще в 2006 году, наконец подходит к концу. Точнее, к промежуточному результату – будут запущены левое крыло и центральная часть здания, что позволит пригласить в театр зрителей. Но впереди еще работы в правом крыле, где раньше размещались фонды художественного музея, а теперь должен появиться малый зал.
Уровень комфорта и технического оснащения, несомненно, гарантирует театру звание главной площадки губернии. По словам строителей (работы ведет ГК «Уран»), главный зал театра теперь может работать в нескольких форматах, позволяя проводить и классические концерты без электронного звукоусиления, и современные «электрические» концерты, и конференции. Оборудование позволяет превратить зал и в студию видео- и звукозаписи.
Для того чтобы это все стало возможным, центральная часть театра была фактически перестроена заново. Изменена конфигурация зала и сцены, заменены все инженерные сети. Появилось огромное количество противопожарных приспособлений, выходов, сигнализаций. Отреставрирован главный фасад, включая все скульптуры и барельефы. Фойе, лестницы, туалеты, гардеробы – все это теперь выглядит намного роскошнее. Мы бродим по этажам, мешая многочисленным рабочим, наводящим на все это великолепие окончательный марафет. «Да, конечно, и здесь, и над сценой настоящее сусальное золото, - объясняет девушка, вносящая последние штрихи в оформление императорской ложи. – Оно блестит намного ярче, чем любая краска, и не тускнеет».
Михаил Губский тоже доволен новым дизайном. Правда, часть золотых украшений, по его словам, взыскательные художники по свету, возможно, будут просить закрыть экранами. Современное освещение сцены – сложнейшая наука, и блики в зале могут помешать зрителям. А возможности нового оборудования, конечно, провоцируют приглашать именно самых взыскательных художников.
Техника и фантастика
Мы на сцене, среди множества прожекторов, подъемников и передвижных площадок. То, что ее размеры увеличились, видно невооруженным глазом. Техника же, по словам Михаила Губского, на совершенно другом уровне.
- Видите, подъемников стало намного больше, - объясняет он. - Теперь они управляются через компьютер. Раньше тут сидел человек и нажимал кнопки. Насколько у него хватало рук, столько подъемников одновременно и двигалось. Теперь программой можно двигать хоть все разом. Причем высота регулируется до двух миллиметров. Сцена разбита на пять площадок, с изменяемой высотой. Это позволяет добиваться эффектов, близких к кинематографическим.
- А что со светом?
- У нас теперь 7 световых мостов, выносной мост, 2 световые щели в зале, 10 подвесных башен для света, можно установить еще 10 передвижных. Умелый художник здесь так может развернуться, что зрители ахнут. Можно просто обтянуть сцену белой тканью и с помощью одного света и видеопроекции делать фантастические вещи. Теперь наша задача - найти интересных людей, которые умеют использовать эти возможности.
Потом Михаил Анатольевич еще долго перечисляет нововведения – оркестровую яму с регулируемой высотой, карманы, пристроенные к сцене, сейфы для хранения скатанных мягких декораций, которые теперь не надо будет свертывать в тюки, а потом заново гладить, растягивать и т.д. Пристрой, производственный корпус и склад декораций, которые объединены в единую систему так, что не нужно таскать декорации по улице...
- В общем, то, что есть сейчас, это на несколько порядков больше, чем то, что было, - резюмирует главный художественный руководитель. – Совсем другими стали и бытовые условия. Намного больше стало гримерок, в каждой туалет и душ. Больше стало классов для занятий вокалом. Со временем в правом крыле появятся большой буфет для артистов, камерный зал, большой репетиционный зал…
- Наверное, для постановок на такой сцене потребуется и труппу увеличить?
- Да, конечно, требуется и больше технических работников, и сама труппа увеличится тоже. В театре будет работать больше 800 человек. Мы увеличиваем хор, увеличиваем оркестр и балет. Надо искать хорошие кадры, искать интересных людей…
Техника в действии
Ну а когда мы увидим спектакль, который полностью использует новые возможности театра? Михаил Губский говорит, что уже в январе, когда знаменитый санкт-петербургский режиссер Юрий Александров поставит оперу Бородина «Князь Игорь». Еще будет премьера «Спящей красавицы» Чайковского, и, возможно, к лету – «Борис Годунов» Мусоргского. Ну а первым в новом зале театра выступит оркестр Мариинки под управлением Валерия Гергиева. Ожидается, что вместе с питерскими звездами приедет и несколько новых для самарской публики имен – например, немецкая скрипачка Анне-Софи Муттер, считающаяся сегодня звездой первой величины.