Центробанк принял решение с 18.04.2022 ограничить комиссию банковских учреждений за эквайринг. Теперь они не смогут устанавливать плату выше 1% за покупки клиентов.
Ограничение будет действовать до 31.08.2022 и касается некоторых категорий товаров, включая еду, потребительские и повседневные товары, медикаменты, различные услуги. В том числе согласно данным 1mbank.ru изменения коснутся и кешбэка, начисляемого при оплате топлива на АЗС.
Стандартный размер комиссии ранее составлял 1.2-2.2% от суммы чека. Когда клиент рассчитывается за покупку безналичным способом, банк-эквайер принимает деньги, а затем отправляет их на счет продавца за вычетом установленной платы.
Основную долю комиссии составляет интерчейндж, когда почти вся сумма идет банку-эмитенту карты. За счет этого банк может обеспечить своим клиентам начисление кешбэка для стимуляции предпочтения безналичных расчетов в торговых точках, а не наличных. Ограничения, введенные ЦБ РФ, коснулись и интерчейнджа. Его максимальный размер теперь составляет 0.7%.
В результате принятых нововведений банковские учреждения стали пересматривать программы лояльности для своих клиентов. В основном, был понижен размер кешбэка. В некоторых банках данная опция была полностью отменена. Об изменениях в правилах начисления кешбэка уже заявили следующие финансовые компании:
• "Сбер" анонсировал новую систему начисления кешбэка, которая пока находится на этапе разработки.
• В Росбанке заявили о закрытии программы, предполагающей возврат 20% от суммы покупок в "Магните" или Яндекс.Маркете, а также при расчетах картами MasterCard в магазинах-партнерах.
• Альфа-банк отменил начисление баллов за покупки в "Яндексе" в размере 10%, а также кешбэк 5% за расчеты картой "Яндекс.Плюс" в ресторанах и кафе. Теперь держатели таких карт будут получать стандартный возврат, предусмотренный для всех клиентов Альфа-банка.
• Газпромбанк и Ренессанс-Кредит в скором времени также пересмотрят существующую кешбэк-программу.
В других банках (Совкомбанке, "Зените", МКБ и др.) пока планируется оставить действующие программы поощрений без изменений.
Нужно отметить, что в большинстве банков размер кешбэка и так не превышал 1%. При начислении повышенного поощрения за покупки в магазинах-партнерах его обеспечивали сами партнеры.
ЦБ РФ на протяжении долгого времени пытался снизить межбанковские комиссии. В 2020 году на фоне пандемии и экономического кризиса они были принудительно ограничены.
Банки выплачивают кешбэк не только за счет комиссии. Кредитные организации отслеживают поведение клиента за счет безналичных операций. На основе этого они могут формировать для него персональные предложения. Помимо этого, привыкая к расчетам картой, граждане начинают хранить свои средства на банковских счетах, а значит компания может временно их использовать.
Еще один плюс кешбэка для банка - возможность расширить свою клиентскую базу и удержать прежних клиентов. Ради этого они вполне могут возвращать клиентам больше, чем 1%.