Врачи области выступили против платных абортов

Медики не поддержали законодательную инициативу о запрете финансирования операций по прерыванию беременности за счет бюджетных средств, предложенную депутатом Самарской губернской думы Дмитрием Сивиркиным.

В разрез с Конституцией

В пояснительной записке к своему законопроекту депутат обосновывает его принятие защитой религиозных чувств граждан, которые вынуждены не по своей воле становиться соучастниками производства искусственных абортов, перечисляя страховые взносы в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, средства которого тратятся в том числе и на прерывание беременности. Исключение он предлагает делать лишь в случае производства абортов по медицинским показаниям и при условии наличия неотвратимой угрозы жизни женщины. Члены комиссии Общественной палаты Самарской области по здравоохранению, социальному развитию, демографии, здоровому образу жизни и спорту сочли изменения в ст. 35 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» противоречащими действующему законодательству.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова высказалась, что документ не может быть поддержан, поскольку противоречит Конституции РФ и правам человека. Такое же мнение высказали врачи и сотрудники профильных социальных учреждений в Общественной палате региона. В ходе обсуждения они почти единогласно высказались против введения «платных абортов». Этот законопроект, по мнению специалистов, направлен на сокращение социальных гарантий для женщин. Согласно Конституции РФ, женщина имеет право на бесплатную медико-социальную помощь.

Профессор СамГМУ, главный внештатный специалист по акушерству и гинекологии министерства здравоохранения Самарской области Наталья Спиридонова подчеркнула, что в губернии 70% женщин не имеют средств на платный медицинский аборт. По ее словам, если эта медуслуга перестанет финансироваться за счет средств фонда ОМС, то резко возрастет риск криминальных абортов и как следствие материнской смертности.
«До 2011 года в области женщины регулярно умирали от криминальных абортов, поскольку медики по разным причинам не давали направления на бесплатный аборт, а за последние три года в губернии не зафиксировано ни одного подобного случая, - подчеркнула врач. - Важно сохранить такое положение вещей и не допустить социальной напряженности. В зоне риска - одинокие женщины и подростки, которые зачастую являются материально необеспеченными».
Она уточнила, что по данным соцопроса чаще всего женщин толкают на аборт материальные трудности, отсутствие жилья и мужа. Если почти 50% жительниц крупных городов готовы сделать платный аборт, то в малых городах и районах у 80% женщин на аборт нет денег. Женщины до 25 лет делают около 30% абортов, а это около 7 тысяч потенциально здоровых детей.
«За последние годы количество абортов в регионе удалось существенно сократить, - отметила Спиридонова. - Если в 1999 году на 100 родов приходилось 157 абортов, то в 2012 году уже 47, что ниже общероссийских показателей. Таким образом, количество абортов сократилось в три раза. Уменьшилось число абортов и по медицинским показаниям - за счет улучшения степени контрацепции у женщин с заболеваниями, при которых беременность противопоказана».
Наталья Спиридонова пояснила, что в профильных медицинских учреждениях Самарской области принимается комплекс мер, направленных на сокращение количества абортов. Практикуются «часы молчания», когда пациенту дается время на раздумье. Также перед абортом с женщиной обязательно беседует психолог, который нередко убеждает ее сохранить ребенка. 

Опасные последствия

«Законопроект может иметь неблагоприятные социальные последствия, а именно - увеличение отказов от родившихся детей в роддомах», - уверена руководитель департамента стратегии социально-демографического развития министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Марина Сидухина.
Она считает, что изменения в федеральный закон будут иметь обратный эффект: количество абортов только возрастет.
«На мой взгляд, в регионе необходимо активнее распространять социальную рекламу о вреде прерывания беременности в репродуктивном возрасте и об ответственности обоих родителей за жизнь малыша, - говорит эксперт. - В образовательных учреждениях важно вновь ввести предмет по этике и психологии семейной жизни и планирования семьи. Вот эта законодательная инициатива, думаю, найдет поддержку общественности».
Эксперты отметили также, что с юридической точки зрения аборт не является детоубийством, поскольку плод не имеет прав.
Заведующая кафедрой акушерства и гинекологии № 1 СамГМУ Минздрава России Людмила Целкович уверена, что безнравственным как раз является отказ врачей женских консультаций выдать пациенту направление на бесплатный аборт.
«Проект закона не обоснован ни с медицинской, ни с экономической, ни с правовой точек зрения, - уверена она. - Документ нуждается в существенной доработке и более внятном обосновании. В таком виде он не может быть принят. Женщина должна иметь право на бесплатный аборт в любом возрасте, начиная с самого юного, и независимо от своего социального статуса. Прерывание беременности должны осуществлять только специалисты в медицинских учреждениях».

Аборт – за рамками этики

Морально-нравственный аспект производства абортов в числе прочих вопросов обсуждался и на IV Всероссийском съезде православных врачей, который проходил в Самаре в начале октября. Профессор, вице-президент национальной медицинской палаты Александр Чучалин, автор кодекса профессиональной этики православного врача, выступает против искусственного прерывания беременности.
В кодексе аборт приравнивается к эвтаназии и осуждается. Такая этическая оценка аборта не противоречит учению православной церкви. Однако речь здесь не идет о платности или бесплатности абортов. По словам Чучалина, важно врачебное решение по поводу производства абортов.
«Вопросы этики и выполнения профессиональных кодексов, создание этического медицинского журнала и профильного сайта, где будут анализироваться ошибки, необходимы. Мы должны добиться в России изменения отношений «врач - пациент», - уверен Чучалин. - Наша задача - утвердить в российском врачебном сообществе высочайшие принципы этики и деонтологии. Мне бы хотелось, чтобы в нашей стране была создана система этических комитетов наподобие той, что действует в Германии, Франции, США. То есть чтобы мы, российские врачи, вошли в глобальную систему соблюдения высочайших этических стандартов, принятых в мировой медицине, в том числе и в вопросах прерывания беременности».

Геннадий Котельников, 
ректор СамГМУ:

- Согласно кодексу профессиональной этики православного врача, принятом в 2012 году за основу проекта соответствующего федерального кодекса, аборты признаются одним из видов эвтаназии. Кодекс является официальным документом национальной медицинской палаты и рекомендован министерству здравоохранения РФ. Вопросы биоэтики, такие как клонирование человека, эвтаназия, ЭКО, аборты – каждый день остро встают перед практикующими врачами. Специалистам необходимо четкое представление о том, как церковь смотрит на эти вещи. Важно духовное окормление работников медицинских учреждений. Именно поэтому на базе СамГМУ уже седьмой год работает межвузовская кафедра теологии и истории религии.


Марина Сидухина,
замминистра социально-демографической и семейной политики Самарской области:

- Этот законопроект противоречит Конституции РФ, где утверждается право каждого человека на охрану здоровья и медпомощь. Кроме этого, документ противоречит ФЗ №326 об обязательном медицинском страховании в России. Сейчас сведены к минимуму социальные показания прерывания беременности от 12 до 22 недель. Что касается экономической составляющей вопроса, то, учитывая потенциальное увеличение числа оставленных детей и малоимущих семей, вследствие принятия этих поправок бюджетные расходы на оказание соцпомощи будут несоизмеримо выше затрат на производство абортов за счет средств федерального фонда ОМС.

Версия для печати