Николай Меркушкин: «Сейчас надо «приземляться» и очень активно работать»

Губернатор Самарской области Николай Меркушкин встретился с главными редакторами четырех ведущих телеканалов региона - «Самара», «Губерния», «Скат» и «Терра». «Репортер» приводит самые яркие моменты этой беседы.

Фото:

О приставке «новый»
- Вы возглавляете Самарскую область более полугода, можно ли вас уже не называть - новый самарский губернатор?
- В работе губернатора есть определенные циклы, которые необходимо пройти, чтобы избавиться от приставки «новый». Во-первых, нужно посмотреть, какие сложности будут в зимний период: как в регионе чистятся дороги, убирается снег. Нужно понять, как обстоят дела весной в половодье. Этот период необходим еще и для того, чтобы глубоко вникнуть в происходящее, в то, как в той или иной ситуации ведут себя люди и особенно власть.
- А на каких людей вы опираетесь в работе и в жизни?
- На компетентных, деловых людей, нацеленных на настоящую работу. Чтобы я мог быть абсолютно спокойным, если, к примеру, уезжаю в командировку. Я должен знать: все будет так же, как если бы я оставался на месте. Я привык так работать и всегда доверял людям, которые со мной работали. Поэтому и сейчас подбираю людей, которые, во-первых, хорошо знают свое дело, разбираются в нем, во-вторых - порядочные.

О стадионе и старой части Самары
- В области продолжается подготовка к проведению ЧМ-2018. Уже понятно, что футбольный стадион будет строиться в районе Радиоцентра. Чем выгодно место?
- Там можно построить с десяток разных объектов, в основном, спортивного назначения: и ледовый дворец, и универсальный спортзал. Как, например, в Штутгарте, где вокруг стадиона есть вся сопутствующая инфраструктура, стоянки, подъезды, и в отдельные выходные дни собирается до 200 тысяч человек.
Кроме того, что немаловажно, в районе Радиоцентра в распоряжении области находится почти 250 га земли, где можно воплотить все планы, сделать мощную парковую зону площадью 80 га с велосипедными, лыжными и роликовыми дорожками. Сделать стоянку на 8-10 тысяч мест. Зимой там будут работать лыжные трассы.
Таким образом, в этой части города появится огромная спортивная зона, где люди смогут активно отдыхать. Кроме того, в этом же районе есть действующий, но не облагороженный спуск к Волге, который, как и стадион, и другие объекты, можно сделать за 4,5 года.
Здесь еще важен и социальный аспект. Учитывая, что земля принадлежит области, в этом же районе мы хотим на территории 600-800 тысяч кв. м возвести некоммерческое жилье для молодых семей, учителей, врачей, многодетных, то есть для тех, кому государство обязано помогать в обеспечении жилищных условий.
- А речной порт будет снесен или останется?
- От идеи переноса речного порта никто не отказывался. Сейчас мы рассматриваем эту территорию как место для отдыха людей. Стрелка будет приведена в нормальное состояние к ЧМ-2018.
- То есть не получится избежать проблем с выкупом земли на территории речпорта у частных лиц?
- Не получится. Но цена уже будет другая, да и выкупать придется намного меньше - только те территории, которые находятся на стрелке, это примерно 18 га, а не 100 га, как планировалось изначально. Совсем другие затраты будут и на расчистку этого участка - максимум 2 млрд рублей, а не 7-10 млрд, о которых говорили ранее.
- Будет ли продолжаться реконструкция старого города?
- Концепция развития исторической части Самары будет определена в ближайшее время. К нам приезжала московско-питерская компания, которая презентовала свой вариант восстановления некоторых частей старого города, Хлебной площади. Я думаю, множество людей, туристов захотят посмотреть на восстановленные здания XVII-XIX века.
- Это же дорого...
- Как правило, львиная доля денег на подобные проекты идет от бизнеса. Думаю, найдутся инвесторы, которым участие в подобных проектах будет выгодно, ведь они смогут активно использовать это для оказания услуг населению, туристам. Государство же берет на себя обязанность сохранения исторической ценности объектов.

О «коммуналке»
- В Самарской области сложилась очень острая ситуация в сфере ЖКХ, хотя вложения в нее довольно велики - примерно в 5 раз больше, чем в Татарстане. Как мы можем выйти из тупика, в котором сейчас находится отрасль?
- Система ЖКХ, к нашему общему сожалению, находится в тяжелом положении. Многие действия, которые должны были осуществляться еще 6-8 лет назад, не предпринимались. Хотя, когда по всей стране началась модернизация системы ЖКХ, многие регионы активно включились в соответствующую федеральную программу. В Самарской области, прежде всего, необходимо модернизировать сети, ведь это те узкие места, где постоянно происходят порывы, где теряется много энергии.
Кроме того, нужно установить приборы учета по каждому виду услуги (горячая, холодная вода, отопление). Если это будет сделано, то люди уже больше не смогут перекладывать друг на друга ответственность и будут точно знать, кто и за что платит. Эта работа во многих регионах уже проведена, и в итоге затраты на оплату услуг снижаются где-то на четверть, где-то на треть. Более того, установлены новые виды энергоносителей, более эффективные, есть новые современные котельные, регулирующие градус тепла, который надо подавать в дома или бюджетные учреждения. На этом направлении очень много экономится, особенно в малых городах, поселках...
- А можно ли установить приборы учета централизованно?
- Главной в этом деле должна выступить муниципальная власть. К примеру, в Мордовии власти брали для решения этой задачи кредиты примерно на 500-550 млн рублей. Могут взять кредиты на эти цели и УК. Вариантов много, но если не нашлась УК, готовая взять на себя такие обязательства, то процесс может инициировать и власть.
- А какой вариант будет правильным?
- Правильным может быть любой вариант. Ведь есть грамотные частные компании, которые приходят работать в сферу ЖКХ надолго. Хотя, к примеру, в Самаре УК часто идут на рынок не для того, чтобы выстроить нормальную схему работы. Они хотят заработать, а потом переоформить все на другую компанию.
К примеру, в Московской области котельная стоит 63 млн, а здесь такая же - 123 млн. Да, новый министр ЖКХ режет сметы, на 30% призывает снижать расходы, грозит аудитом. В ответ люди прикрываются конкурсным тендером, хотя покупают все в полтора-два раза дороже реальной стоимости.
Но я убежден: у людей должно быть желание работать в соответствии с законом. Это необходимо, прежде всего, тем, кто работает во властных структурах. Чиновники должны быть ориентированы и мотивированы на эту цель. А если стоит другая задача (к примеру, взять на этапе строительства той же котельной свою долю, неважно, государственная она или частная) - то о чем можно говорить?
За прошедшие полгода люди задумались над тем, к чему я призываю. Но вот в последний месяц я чувствую активное сопротивление. Возможно, кто-то держит последние козыри в рукаве. Если отслеживать политическую составляющую, это заметно. Есть определенное желание скомпрометировать власть. Например, почти 10 дней в СМИ постоянно шла информация, что губернатор отправит в отставку председателя правительства... То есть даются так называемые ложные сигналы, которые должны в какой-то мере дезориентировать людей, помешать работе, которая должна сейчас активно вестись.

О федеральной помощи
- Вы уже говорили о том, что область должна участвовать в федеральных программах, чтобы получать очень серьезные средства. Что это за программы и почему регион в них не участвовал раньше?
- Регион в них участвовал, но не так, как можно было бы. Одна из причин заключается в том, что Самарская область всегда считалась самодостаточной, и власть считала, что справится со всеми проблемами теми ресурсами, которыми располагает. Но жизнь менялась, и с точки зрения самодостаточности для региона в последние 12-14 лет кривая шла вниз и очень сильно опустилась. Бюджетная обеспеченность региона 11 лет назад составляла 250 млрд рублей. А сейчас мы и 100 млрд не имеем. В регион нужно ежегодно привлекать по 100 млрд рублей. Это главная задача, которую я перед собой вижу. Это огромные деньги, ведь даже по федеральным программам в прошлом году и по текущему мы получим 18 млрд рублей.
Но нужно, чтобы эти 100 млрд рублей эффективно использовались, не разворовывались, не распиливались... Есть достаточно сильная общая разбалансированность, бюджетные средства не очень эффективно осваиваются, «размазываются». В регионе много теневой экономики сегодня, мы от этого теряем. На этой неделе мы разбирались, почему у нас, по сравнению с другими регионами, маленький дорожный фонд - на 4 млрд меньше, чем в Татарстане. Хотя автомобилей на 200 тысяч больше... Да, и заправок тоже больше. Но у нас они по рознице процентов на 30-40 работают «в темную», и от этого дорожный фонд теряет 4 млрд рублей. А что такое 4 млрд? Вот скажем, в этом году на новое строительство и реконструкцию дорог было направлено 2,2 млрд, остальные пошли на содержание, текущие ямочные ремонты и т.п. А представьте себе, если бы на реконструкцию и строительство было направлено было еще 4 млрд? Могли бы построить в 3-4 раза больше, соответственно, совсем другая ситуация с дорогами была бы не только в Самаре, но и в Тольятти, в других городах и в селах области.
Сейчас Самарская область сошла на средний российский уровень. Тогда как очень большие средства приходят в регионы через федеральные программы - около 3 триллионов рублей в бюджете Российской Федерации идут на эти цели. И субъекты РФ, активно участвующие в программах, получают больше, а регионы, слабо в них участвующие, соответственно, получают намного меньше...
К примеру, в ходе реализации нацпроектов выделялись огромные деньги из федерального бюджета. И тот же Татарстан получил на эти цели около 100 млрд рублей, в том числе за счет льготных кредитных ресурсов. И вложил эти деньги в развитие экономики села, социальной сферы, то есть в жилье, дороги, коммунальные сети, медицинское обслуживание , школы... А Самарская область по нацпроектам получила порядка 5 млрд рублей. Вы сопоставьте сумму!..
Или вот меня люди спрашивают: как будет развиваться спорт? А ведь для того, чтобы наши воспитанники становились олимпийскими чемпионами, сегодня нужны современные условия для занятий и физкультурой, и спортом высших достижений. А это опять же деньги. И мы сейчас в Самарской области предлагаем губернской думе вносить изменения в областной бюджет, чтобы получить дополнительное финансирование из федерального бюджета.
Крупные суммы заложены в федеральной программе «Реконструкция дорожной сети РФ», это очень нужное для нас направление. Мы рассчитываем на будущий год получить 5,5-6 млрд рублей на эти цели. Если сравнивать, до сих пор в год регион на дороги получал от 1 до 2 млрд рублей, а это очень мало. Впрочем, такая же ситуация с федеральными программами по ЖКХ, ветхому жилью, жилью для молодых семей. Я думаю, мы можем активно участвовать как минимум в 120-130 программах.
 
Об отношениях с мэрами
- Много лет регион и областной центр находились в состоянии конфронтации. Как строятся взаимоотношения сейчас? Вы неоднократно высказывали серьезную критику в адрес властей Самары.
- У нас с мэром Самары деловые нормальные взаимоотношения. Каких-то близких отношений на этом этапе и не может быть. Любой человек, работающий в структурах власти, должен делать свое дело. Критика есть, потому что, к сожалению, очень многими вещами и в Самаре, и в Тольятти я не доволен - и говорю об этом открыто. Те же обманутые дольщики - понятно, что во многом эта проблема возникла по вине предыдущей власти, но и сейчас можно многое сделать, чтобы процесс, связанный с выдачей разрешительной документации, шел быстрее.
Или же ситуация в сфере ЖКХ, работа управляющих компаний. Кстати, в Саранске про управляющие компании почти не говорится. Главными в жилищно-коммунальной сфере являются ТСЖ, власть помогает товариществам собственников жилья. А в Самаре работают, в основном, очень крупные управляющие компании, которые распоряжаются десятками и даже сотнями домов. Такое объединение без четкой схемы работы не приводит к эффективным результатам. Поэтому мы и сталкиваемся с ситуациями завышения цен при муниципальных закупках. Условно говоря, есть случаи, когда цена бензина вместо 26 рублей составляет 35, а иногда и 75 рублей за литр. Или плитка, положенная в одном месте, стоит в полтора раза дороже, чем в другом. Как я могу относиться к такой власти? Должен гладить по головке, каждый день хвалить?
Поэтому как губернатор я говорю муниципалитетам: наведите порядок, а потом просите денег. А пока не будет ясно, как будут тратиться деньги, у меня рука не поднимется подписать решение о выделении дополнительных средств Самаре, Тольятти, Похвистневу, Жигулевску или Октябрьску. Как только будет выстраиваться эффективная система работы, отношения станут все лучше и лучше.
Я с уважением отношусь и к мэру Самары, и к мэру Тольятти. Это молодые люди, всенародно избранные. Но для успешного решения задач надо активно работать. Тем более, что в Самаре, где все мы находимся в сложной ситуации, отступать просто некуда. Я вот в начале ноября в выходные дни прошелся пешком по старой части города. В отдельных местах - это же просто ужас! Двухэтажные бараки, в которых живут по 40 семей и даже нет туалета. И это в центре города! Подобных проблем очень много, и их надо решить к чемпионату миру по футболу. Я Азарову несколько раз говорил: вместо того чтобы столько времени тратить на отчеты, лучше делать конкретную работу. Разобраться, например, почему плитка уложена такая дорогая. В целом помочь в решении проблем людей, чтобы им стало жить приятнее и комфортнее. Ведь есть такие базовые вещи, как благоустройство и чистота. 15-20 лет назад Москва была грязным городом, все было в мусоре, но когда появился мэр-хозяйственник Лужков, сколько проблем было сразу решено! Город стал совершенно другим.
На нашей последней встрече с Азаровым у нас на этот счет был очень конкретный разговор: надо сейчас «приземляться» и очень активно работать и заниматься текущими делами. В противном случае те же комиссии, оргкомитеты, ФИФА увидят все эти бараки, дороги, тротуары и всерьез будут рассматривать вопрос целесообразности приезда сюда туристов и проведения игр ЧМ-2018.
- Понимание этой проблематики со стороны мэра есть?
- Да, и я думаю, отношения шаг за шагом будут выстраиваться, ведь это тоже непросто: город-миллионик - это же огромная махина. И для того чтобы направить усилия в правильное русло, нужна в том числе и поддержка губернской власти. Противостояние здесь не нужно, должны быть единые усилия. Я буду делать все, чтобы во главе стояло дело. Самара как столица региона должна выглядеть достойно.
Очень важный город для области и Тольятти. Это самый крупный нестоличный город России, в нем живут 750 тыс. человек, и для его развития тоже надо приложить очень много усилий.
Еще раз подчеркиваю, с главами городов у нас нормальные, деловые отношения. И как они будут складываться в дальнейшем - зависит от ситуации на улицах, в ЖКХ, от качества оказываемых услуг любым руководителем муниципалитета, вплоть до районного звена...

5,5-6 млрд рублей - столько планируется получить из федерального бюджета в 2013 году на реконструкцию дорог в губернии

600-800 тысяч кв. м - на такой площади в районе Радиоцентра собираются построить некоммерческое жилье для молодых, многодетных семей, учителей, врачей

Версия для печати