Повсюду на предприятиях, в учреждениях и жилых домах создавались отряды самозащиты от возможных диверсий и поджогов. С врагом жители Куйбышевской области столкнулись в 1942 году, когда ситуация на фронтах резко изменилась и фашистская авиация стала долетать до «запасной столицы».
Бомбы не долетели
После катастрофического поражения Красной Армии под Харьковом Вермахт начал мощное наступление в направлении Сталинграда и Северного Кавказа. Вскоре немецкие полевые аэродромы оказались всего лишь в 650-700 километрах от Куйбышева, и тогда наш город впервые с начала войны подвергся вражеским авиационным налетам.
Первая атака самолетов Люфтваффе произошла в ночь с 8 на 9 июля 1942 года. Но зенитки, установленные на дальних подступах к Куйбышеву, так и не дали фашистам шанса сбросить свои бомбы на городские объекты.
Уже к концу сентября, согласно постановлению Государственного комитета обороны, огневая мощь куйбышевской системы ПВО и вовсе была доведена до уровня московской. Всего в период с июля по декабрь 1942 года вражеская авиация совершила на Куйбышев около 50 налетов, и ни разу противовоздушная оборона не позволяла асам Геринга выполнить свою задачу. Поэтому немецкие летчики еще за 100-150 километров от Куйбышева наталкивались на сплошную стену огня и были вынуждены опорожнять бомболюки над безлюдными степями.
Стратегический мост
Во время войны меньше повезло Сызрани, которая и к линии фронта оказалась ближе, да и в целом ее противовоздушная оборона была послабее, чем на подступах к областному центру. Всего в течение 1942-1943 годов на город было совершено два десятка авианалетов. В общей сложности на Сызрань упало 10 «зажигалок» и один фугас, но, к счастью, вражеские бомбардировки нанесли городу лишь минимальный ущерб.
Не менее важным стратегическим объектом в то время был Сызранский железнодорожный мост через Волгу. В разгар Сталинградской битвы авиация Люфтваффе не раз предпринимала попытки разбомбить не только его, но также железнодорожную станцию Батраки (ныне город Октябрьск) и прилегающие к ней склады с горючим. Однако опять-таки благодаря четкой работе ПВО все вражеские бомбы легли далеко от намеченных целей, а один из самолетов фашистских стервятников был подбит. Правда, немецкие летчики все же смогли увести самолет в сторону Пензенской области, где сели на убранное колхозное поле. Пока же в здешнем сельсовете собирали вооруженный отряд для поимки экипажа, фашисты смогли исправить повреждения в двигателе и улететь.
Кроме того, враги пытались подорвать мост с помощью плавучих мин, которые сбрасывались с самолетов в Волгу выше по течению. Однако их вовремя обезвреживали силы НКВД и сотрудники Батракской нефтеперевалочной нефтебазы.
Отважный летчик
4 октября 2012 года в Сызрани у мемориала «Вечный огонь» прошло открытие памятной доски сержанту Николаю Шутову.
В этот день 70 лет назад с аэродрома в Брянской области взлетел разведчик «Юнкерс», целью которого было долететь до Куйбышева и сфотографировать стратегически важные объекты русских. В сотне километров от Сызрани путь фашисту преградили три «МиГа» 141-го истребительной авиадивизии Куйбышевского дивизионного района ПВО. Начался бой.
В ходе перестрелки один из советских истребителей задымился и ушел в сторону. «Юнкерс» тем временем начал снижаться, зная о плохой маневренности «МиГов» на малых высотах. Отстал и второй «МиГ». Но третий, пилотируемый 21-летним Николаем Шутовым, продолжал упорно преследовать врага. Недалеко от села Баклуши (Ульяновская область) у летчика кончились патроны, и он пошел на таран...
Это был второй бой в жизни парня и 27-й вылет на патрулирование и перехват разведчиков противника. Отважного Николая Шустова похоронили на старом кладбище в Сызрани. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года его посмертно наградили орденом Ленина.
Кстати, после того воздушного боя полеты фашистов в сторону Куйбышева резко пошли на убыль.
А был ли бой?
В сентябре 1942 года в самом Куйбышеве полным ходом шло формирование отрядов самообороны. По всему городу проходили занятия всевобуча, в ходе которых гражданское население под руководством военных инструкторов постигало навыки обращения с оружием и азы армейской дисциплины. Тогда же, в соответствии с распоряжением городского комитета обороны, на военный режим работы перевели все жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые и торговые организации.
Угроза налетов авиации на область была полностью ликвидирована в начале лета 1943 года, когда советские войска отбросили части Вермахта от Воронежа. Последний фашистский самолет долетал до Куйбышева ночью 28 июня 1943 года.
Официально враги, кроме как по воздуху, не добирались до нашего города. Но существует история, описанная в книге Николая Непомнящего «100 великих загадок XX века», согласно которой, в октябре 1941 в Куйбышеве произошел загадочный бой. О нем автору якобы поведал ветеран Николай Шубин, служивший в военные годы в одном из подразделений войск НКВД.
По словам того, однажды холодной октябрьской ночью «к пирсу речного порта подошли два буксира с баржами без огней, с которых высадилось до полка вооруженных людей в энкавэдэшной форме. Открыв огонь из минометов и стрелкового оружия и развернувшись цепью, они предприняли наступление на город... У Хлебной площади их остановили, завязался яростный бой. К тому времени сюда были подтянуты боеспособные части практически со всего города. Здесь и произошла решающая схватка между «настоящими» и «ложными» энкавэдэшниками. Наступавшие были остановлены и отброшены. В спешке, бросая вооружение и не заботясь об убитых и раненых, они погрузились на баржи и отошли к Самарской Луке. Вероятно, они надеялись скрыться там, но это им не удалось... Нападавших уничтожили всех до одного».
Были это дезертиры, бежавшие с фронта, или немецкие диверсанты - так и осталось тайной.
Жаркий октябрь
70 лет назад советский летчик пошел на таран, чтобы не подпустить фашистского разведчика к Куйбышеву. В июле 1941 года в соответствии с постановлением СНК СССР по всей стране была введена всеобщая обязательная подготовка к противовоздушной обороне.