Тяжелая магия

«Репортер» побывал в гостях у Самарского театра кукол, который отметил свое 80-летие. Мы заглянули за кулисы театра, где пообщались с заслуженной артисткой России, кукловодом Ириной Пашкевич. Она открыла секрет - рассказала, на что приходится идти артисту, чтобы в итоге их главный зритель - ребенок - остался доволен.

Любимые куклы
В театре для самых маленьких - все по-взрослому: во время спектакля в зал нас не пустили, да и зрителями в тот день были... пожилые люди. Дело в том, что в юбилей давали спектакль о войне, поставленный сербским режиссером. Оценить представление пригласили ветеранов, которые восхищались, словно дети. После спектакля артисты попросили дать им немного времени, чтобы отдохнуть, а потом после нас впустили в «святые святых» - за кулисы, где нашему взору предстали сказочные декорации и куклы.
- Вот эта - одна из моих самых любимых, - показывая на лису, говорит ведущая артистка театра Ирина Пашкевич. - За свою 28-летнюю творческую карьеру я переиграла очень много лис. И все они у меня были разные. Видя новую куклу, я сразу определяю ее характер. Именно эта лиса мне очень нравится своей мягкостью. Посмотрите, какие у нее добрые глаза!
Рядом с лисой расположилась кукла Клариче (принцесса из сказки знаменитого итальянского драматурга Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам»), дама строгая и чем-то даже похожая на кукловода.
- Это вполне логично, ведь в каждой кукле, которую я играю, есть что-то от меня, а у меня - от них, - говорит Ирина. - Понимаете, куклу недостаточно просто держать в руках. Я вживаюсь в роль, по сути становлюсь куклой. Клариче играю уже десять лет, она для меня тоже кукла особая. Это своенравная, стервозная, злая девушка, она совершает много плохих поступков, но в итоге всегда терпит крах. Это характерная, очень яркая роль.
Рассказывая о своих куклах, Ирина аккуратно держит их в руках и обращается с ними, как с живыми. За долгие годы они таковыми, собственно, для нее и стали. Почти за три десятка лет в руках артистки побывала добрая сотня кукол, а сама Ирина сейчас задействована более чем в 20 спектаклях, в ряде из которых исполняет сразу несколько ролей.
- Это мой второй дом, в который попала весьма банальным образом, - рассказывает Пашкевич. - Я из тех студентов, которые, не пройдя на драматическое театральное отделение, попытали счастье на кукольном. Я успешно поступила к Ренцу (Роман Ренц - главный режиссер Куйбышевского театра кукол с 1971 по 1988 год. - Прим. «Репортера») и с тех лет начала познавать профессию кукловода, влюбилась в нее и сейчас понимаю, что это, наверное, моя судьба.

Кукловоды рано уходят на пенсию
На первый взгляд работа кукловода кажется намного проще, чем работа актера, к примеру, драматического театра. Но на самом деле это далеко не так.
- Познать куклу и через нее общаться с детьми и взрослыми - это магия. Но чтобы научиться ей, нужно много трудиться, и труд этот, в основном, физический. Мы рано уходим на пенсию. Посудите сами: во время спектакля приходится 45 минут держать поднятую руку и не опускать ее. При этом кукла должна не просто стоять, а двигаться, садиться, прыгать... А куклы ведь бывают очень тяжелые. Все это серьезно сказывается на здоровье.
Зато, шутит Ирина, руки накачанные.
- Первые годы нас только тому и учили, чтобы правильно держать руку. Помню, были девочки, которые даже в обморок падали, не выдержав напряжения. Но такова доля кукловода. Ладно, хоть голос трансформировать, как раньше, уже не требуют. Мы говорим своим естественным голосом, придаем ему лишь окраску, как драматические актеры.
В советские времена, вспоминает Пашкевич, конкуренция среди артистов в театре кукол была очень высокая.
- Когда я начала работать, приходилось постоянно отстаивать право сыграть ту или иную роль, доказывать, что я лучше других, - вспоминает Ирина. - Было очень много слез, не обходилось и без скандалов. Но я не участвовала в интригах и разборках. Мне было не до того. Я внимательно следила за игрой ведущих актеров, запоминала их приемы. Сейчас такой конкуренции в театре уже нет.
Зато без казусов и по сей день не обходится. Однажды во время спектакля в одной из самарских школ кукла-прыгающая принцесса в прямом смысле потеряла голову.
- Я с этой куклой объездила много стран, но сломалась она дома, в Самаре, - рассказывает Ирина. - Мы выступали в школе, и я сначала выходила на сцену в роли клоуна-ведущего, а затем начинался спектакль. Мой партнер зовет принцессу, которой я управляю, а я понимаю, что у нее отвалилась голова, и выхожу на сцену вместо куклы. Благо, в это время за кулисами был еще один актер, который быстро приклеил голову, и мы смогли продолжить спектакль.

«Наши зрители не меняются»
Рассказывая о театре, Ирина Пашкевич признается, что за годы он сильно поменялся. Спектакли стали фееричнее, масштабнее, куклы - более яркие, красивые, только зрители все те же.
- Дети не меняются, они так же искренне радуются, смеются, переживают, и это здорово, - говорит артистка. - И главное - несмотря на то что в наше время у ребят огромный выбор развлечений (кино, компьютер, интернет и так далее), театр кукол по-прежнему актуален и популярен. В советские годы очень сложно было достать билеты на наши спектакли, и сейчас зал, как правило, полон. И тоже есть представления, на которые не всегда можно успеть купить билет, например, «Карлик-Нос».
Кстати, этот спектакль проходит на «ура» не только в Самаре, но и других городах. Поставил его режиссер из Санкт-Петербурга Игорь Игнатьев. Он необычен благодаря не только ярким куклам, но и различным спецэффектам.
- Мы недавно выступали с «Карликом-Носом» в Москве и имели там такой оглушительный успех, что нас пригласили приехать снова. Так что скоро мы опять поедем в столицу. А самарские зрители вообще делают большие глаза, когда узнают, что спектакль наш, местный. Поначалу думают, что его показывают гастролирующие артисты. Вот поэтому Самарский театр кукол прожил 80 лет, и я уверена, что еще столько же точно проживет, а то и больше.

Справка
Первые сведения о профессиональном театре кукол в Самаре относятся к 1932 году. Тогда актером ТЮЗа Акимом Лоцмановым была создана небольшая труппа кукольников-петрушечников из пяти человек. Свои первые представления они давали в заводских клубах, сельских избах-читальнях, а то и просто во дворах и на улицах.

Версия для печати