Свободолюбивые охотники

«Репортер» встретился с владельцем единственного в Самарской области соколиного питомника. За десять лет у Григория Кравченко поселилось около двух десятков соколов. Часть птенцов была приобретена в Москве, а потом дала и свое потомство.

 Так и появился небольшой питомник, который в будущем, по замыслу хозяина, должен не только получить официальный статус, но и стать площадкой для развития экотуризма и местом социализации воспитанников детских домов.

Дорогое увлечение
Царское развлечение - соколиная охота - пришло на русскую землю из азиатских стран еще в XI веке и всегда обставлялось с особой пышностью как признак могущества и богатства. Сейчас похожим отношением к этому увлечению могут похвастаться, пожалуй, только арабские шейхи: там на этот популярный вид спорта, требующий значительных финансовых вложений, денег не жалеют. Кстати, птенец стоит, в среднем, от 300 долларов.
- Некоторые арабы любят покупать птиц из северных регионов России, - рассказывает Григорий Кравченко. - В их климате, где температура достигает 50 градусов тепла, сокол работает на все 200%. Но может быстро погибнуть, полностью выработав свой ресурс. Вообще у них немного другое, чем у нас, отношение к охотничьим птицам. Они могут забраковать сокола из-за одного пера (так называемого «шайтан-пера»), которое выбивается из общего окраса, и из-за этого стоимость птицы может снизится в разы.
Работа с юным соколом начинается с двухнедельного возраста. Сначала его нужно, чтобы он привык к человеку, носить везде с собой в корзинке, холить и лелеять, как маленького ребенка. Со временем птицу пересаживают на руку, а после того как она оперится, начинают приучать к специальной шапочке, которая закрывает соколу глаза, - клобуку, и к ремешкам на лапках - путенкам.
- Птица учится летать, привязанная за веревочку лапами к присаде, - говорит Григорий Кравченко. - Манишь ее к себе мясом: сначала прилетает с расстояния одного метра, потом 5, 10, и так до 100. После этого сокола отвязывают, и начинается отработка конкретных упражнений для соколиной охоты. И несмотря на то что ты возишься с птицей с детства как с ребенком, она никогда не признает в тебе хозяина. Есть ты - хорошо, нет тебя - ну и ладно.

Птица гордая
Спустя два месяца ежедневных интенсивных тренировок с соколом можно выходить на охоту. Собаке дается посыл, и она «поднимает» всех птиц, которые прячутся в траве у нее на пути. В это время сокол, с которого снимают шапочку, некоторое время чистится, приходит в себя. А потом резко взлетает над гончей.
Куропатка пытается улететь от собаки и получает сверху сильнейший удар, который ломает ей позвоночник. Сокол бьет жертву когтями задних пальцев. Если же куропатка сразу увидела сокола, то она перестает бояться гончей и падает ей под ноги. Та, в свою очередь, прижимает ее лапами, оставляя в живых.
- Скорость падения сокола от 200 до 400 километров в час, - говорит владелец питомника. - Соответственно, и сила удара такова, что даже относительно крупный зверь погибнет. Но может получиться, что сокол не полетит за собакой, не встанет над ней в боевую позицию. Может, у него настроение не то, а может, его вес с последней тренировки увеличился или уменьшился. Плюс-минус два-три грамма - и птица не полетит. На соревнованиях бывают и забавные случаи: как-то в одном регионе страны над собакой «встал» дикий сокол, наблюдавший до этого за развернувшимися событиями со стороны. Он ловил птицу и улетал вместе с добычей обедать.
По словам Григория Кравченко, гордый сокол, не продающий свою свободу за тепло человеческих рук, привередлив и в выборе спутницы жизни.
- Был случай, когда в одном помещении находились брат и сестра разного помета, - вспоминает он. - При этом разница в возрасте у них была больше четырех лет. То есть один из родителей уже мог поменяться. Два года я промучился, но они так и не стали размножаться. Пересадил самку к другому самцу, и у меня тут же появилось от них потомство.
Как правило, в личных отношениях охотничьих птиц все складывается почти как у людей: самец выбирает самку и хранит ей верность на протяжении всей жизни. Исключение составляют только те ситуации, когда самка погибает: тогда сокол находит себе другую спутницу. А птенцов уже через два месяца после рождения, когда те уже обучены летать и охотиться, родители буквально выгоняют из гнезда во взрослую жизнь.

Помочь детям
По замыслу Григория Кравченко, его питомник со временем должен вырасти в площадку для социализации «трудных» детей, воспитанников детских домов, школьников и для развития экотуризма среди взрослых.
- Мой отец был биологом-охотоведом, и я с детства много общался с миром живой природы, ходил на охоту. Конечно, из-за моего увлечения были проблемы в школе, нередко я пропускал занятия, проводя время с пойманными птицами. В десятый класс меня вообще не хотели брать. Позже я приехал в Самару, здесь закончил институт, но спустя некоторое время забросил работу и посвятил себя любимому увлечению. Для меня это было важнее, чем бумажки в офисе перекладывать. Потихоньку начал искать в Самаре людей, которые занимаются разведением и обучением соколов. И оказалось, что соколиной охоты в регионе нет. Пришлось начинать с нуля. А многие современные дети, к великому моему сожалению, любви к природе не испытывают. Они замкнуты в своем тесном мире компьютеров и социальных сетей и мало знают о том прекрасном мире, который нас окружает. Поэтому мой питомник - всего лишь инструмент для того, чтобы показать детям этот мир. Что уж говорить про тех ребят, которые живут в детских домах и в принципе мало хорошего в жизни видели. Возможно, со временем получится открыть школу соколиной охоты. Но пока на это нет денег, как, впрочем, и инвесторов, готовых поддержать эту идею.


Справка
Соколы - род хищных птиц семейства соколиных, широко распространенных в мире. Научное название Falco является производным от латинского слова «falx» («серп») и подчеркивает серпообразную форму крыльев в полете.
Охота с использованием соколов была известна еще в глубокой древности. Наиболее раннее документальное свидетельство этому было обнаружено при раскопках ассирийской крепости Дур-Шаррукин, вотчины царя Саргона II (722-705 гг. до н. э.). Еще до нашей эры соколиная охота была хорошо известна у монгольских кочевников, китайских императоров, на Корейском полуострове, в Индокитае, Персии и на Ближнем Востоке.
В феврале 2005 канадский ученый из университета Макгилла Луи Лефевр предложил определять IQ птиц по степени изобретательности, которую они проявляют для добычи пищи. Согласно этому методу, соколы входят в число наиболее умных птиц.

Версия для печати