Участники II областного военно-исторического фестиваля «Ратное дело»фестиваля, прошедшего при поддержке агентства по реализации молодежной политики Самарской области, подарили возможность зрителям (а было их свыше двум тысяч) окунуться в атмосферу Руси времен Александра Невского, «стального» рыцарского Запада и Золотой орды.
Между «Востоком» и «Западом»
«Саксонские» палатки и шатры, огороженные оборонительными сооружениями в виде сплетенных веток деревьев, длинные деревянные столы, предназначенные для дружинных пиров, керамическая орнаментированная посуда, заготовленные сенные снопы, полыхающие кострища... Жизнь кипела в двух лагерях - «Востоке», где обитали реконструкторы средневековой Руси и Золотой Орды, и «Западе», где поселились фанаты рыцарской Европы. Противники периодически совершали вылазки и набеги, брали в плен вражеских воинов и их женщин.
Слоняясь от «Востока» к «Западу», можно было встретиться с кем угодно: средневековый интернационал оказался пестрым, многоликим и словоохотливым. На каждом шагу нам попадались люди, будто сошедшие с иллюстраций рыцарских романов или древнерусского «Слова о полку Игореве».
Вот женщина из Владимиро-Суздальской земли (Евгения Бирюкова из самарского клуба «Легенда»), облаченная в два платья - льняное и шерстяное, отделанное шелком, и очелье (старинный женский головной убор, украшенный жемчугом и вышивкой), с малолетним сыном Георгием на руках и дочерью-подростком Ярославой разыскивает своего мужа, русского воина Михаила, затерявшегося в толпе.
Магнитогорцы Иван и Анастасия Мастрюковы, одетые в халаты из домотканой хлопковой ткани и шапки, опушенные мехом лисы, пришли на «Ратное дело» из города Булгара XIII века, истоптав не одну пару кожаных ботинок. Уже несколько лет они путешествуют по волжскому «шелковому» пути и торгуют тканями.
Затем «Репортеру» преградил путь рядовые бойцы западной Европы конца XII - начала XIII веков. Илья Павлов из подмосковного клуба «Фламандцы» похвастался своим койфом (кольчужным капюшоном), изготовленным индийскими мастерами. У его товарища кольчуга весом в девять кило насчитывает 18 тысяч металлических колец!
- Сейчас я не надел свои кожаные доспехи, зато прихватил стальной меч - фальшион (европейское клинковое оружие. - Прим. «Репортера»), который является «репликой», то есть полной реконструкцией найденного в английских болотах меча, теперь хранящегося в лондонском Тауэре, - поведал Илья. - Правда, из соображений безопасности он тяжелее, чем подлинник, и притуплен.
Реконструкция со знанием дела
Три дня и три ночи более сотни представителей военно-исторических клубов из Самары, Новокуйбышевска, Казани, Санкт-Петербурга, Москвы и Подмосковья, Нижнего Новгорода, Магнитогорска, Оренбурга сходились на поле брани под звон мечей. Все смешались: половцы, ордынцы, европейские воины, русичи...
- Обстановка «Ратного дела» - исторически выверенная аутентичность XIII века, поскольку среди нас немало историков, - говорит один из организаторов фестиваля, представитель самарского военно-исторического клуба «Легенда» Максим Соколов. - Как правило, реконструируя бытовые реалии эпохи, мы пользуемся трудами Российской академии наук, участвуем в археологических раскопках, изучаем специальную литературу об изготовлении средневековой одежды и вооружения.
Кстати, по одной из версий близ площадки «Ратного дела», на реке Кондурче случилась знаменитая битва Тимура и Тохтамыша. Об этом гостям напомнили на открытии фестиваля, не преминув также показать довольно распространенный в те далекие времена эпизод - пленение русских сельчан половецкими кочевниками.
Капусту рубили топором
Организаторы сожалели, что к ним, вопреки договоренности, не смогли присоединиться польские реконструкторы. Зато во второй раз из японской Йокогамы приехал Юта Ивасаки, влюбленный в русское Средневековье. Этот самурай в кольчуге и стальным мечом невозмутимо прогуливался по фестивальной площадке и с удовольствием откликался на просьбы зрителей сфотографироваться с ним.
- Мне очень нравится в Самаре, я здесь познакомился с массой интересных людей, - признался нам Юта. - В следующем году обязательно ждите в гости!
На поле битвы в турнирах на клинковом и древковом оружии самым напряженным оказалось противостояние воинов-организаторов фестиваля: самарской «Легендой» и клубом исторической реконструкции и фехтования «Фламандцы» из подмосковного Одинцово. Если в сражениях «три на три» преимущество было на стороне фламандцев, то в стенке «пять на пять» верх взяли самарские «русичи». Братались две рати так же громко и зрелищно, как и сражались.
В соревнованиях лучников, где состязались представители Руси и Золотой Орды, самым точным оказался воин самарского клуба «Старый свет», «ордынец» Михаил Манин.
На ловкость и силу состязались женщины. Больше десяти девушек преодолевали на время полосу препятствий: с помощью ухвата несли хлеб, бросали по мишени скалку, рубили капусту топором. Самой проворной стала Анна Мишучкова из оренбургского клуба исторической реконструкции «Трувор». В награду ей достался двухметровый кусок шелка, из которого Аня планирует сшить длиннополое платье, примерно такое же, какие носили женщины племени вятичей.
Средневековая мода
Параллельно с турнирами на фестивальной поляне проходил конкурс исторического костюма. Зрители увидели наряды девушек Фландрии (средневекового графства, располагавшегося на территории современных Франции, Бельгии и Нидерландов), знатного жителя Владимиро-Суздальской Руси, золотоордынцев и др. Больше других жюри приглянулись... бедные горожане средневековой Франции, в роли которых выступили Иван и Екатерина Аристовы. Супруги представляли на фестивале клуб исторической реконструкции «Легенда» из подмосковного Ступино.
- Последние два года мы с мужем увлекаемся темой средневекового города, - рассказывает Екатерина. - В наших костюмах, воссозданных по старинным изображениям и археологическим находкам, мы уделили особое внимание деталям, в частности, обработке тканей и швов, и постарались подчеркнуть специфику быта именно европейских горожан. К примеру, на платье я сделала рукава с прорезями и пришила худ (капюшон). Одежду сшили из домотканого льна и шерсти, использовали при этом натуральные красители - морену, бузину, крапиву. Муж облачен в шерстяные шоссы (длинные чулки), брэ (короткие штаны) и камизу (нательную рубашку), котто (верхнее платье) и пехотный шлем-шапель. В руках он держит баклер (металлический круглый щит), окрашенный натуральной темперой (краской на основе сухих порошковых пигментов) с добавлением яичного желтка и пива. Сверху покрыт льняным маслом. Кожаная обувь — точная копия археологической находки в Британии, сделана по старинным технологиям начала XIII века.
Бородино ждет
Кульминацией праздника стали состязания всадников. Русские воеводы, монгольские и арабские войны, а также рыцарь Тевтонского ордена на скаку метали малое копье (сулицу) в мишень и исполняли «сарацина» (соревнование на точность удара копьем и рубку мечом). А на финальной битве при участии всех боевых дружин золотоордынцы штурмовали засечную крепость с помощью своих метальных орудий.
По словам руководителя областного департамента по делам молодежи Владислава Лихачева, фестиваль «Ратное дело» - одно из многих событий, которое проходит в этом году под эгидой регионального правительства в рамках Года российской истории.
- Например, этой весной военно-исторические клубы губернии посвятили свои боевые маневры 770-летию Ледового побоища на Чудском озере, - говорит Лихачев. - А в начале сентября, в канун 200-летней годовщины Бородинской битвы, представители клубов Самарской области отправятся в Подмосковье, где близ села Бородино примут участие в реконструкции знаменитого сражения. Следующая встреча на нашей земле намечена на ноябрь - канун 300-летия освобождения Москвы от польских интервентов.
И снова бой, покой ордынцам только снится!
На областном фестивале «Ратное дело» три дня и три ночи слышался лязг мечей и свист копий. 19 августа небольшая поляна в Красноярском районе вблизи села Старый Буян превратилась в поле брани эпохи Средневековья.