Виктор Куликов рассказал об изменениях в «Риголетто» и о новой оперной постановке

Читали 2038

Один и тот же оркестр с разными дирижерами может звучать по-разному, у самарской публики есть повод в этом убедиться. Виктор Куликов, приглашенный в театр в апреле прошлого года, участвовал в постановке балета «Анюта», дирижировал в опере Доницетти «Любовный напиток», и вот на сайте оперного свежая новость: «В герцогстве Мантуанском меняется власть. Власть над публикой и оркестром передана в другие руки».

В апреле 2011 года состоялся дебют Виктора Куликова в Самарском академическом театре оперы и балета
В апреле 2011 года состоялся дебют Виктора Куликова в Самарском академическом театре оперы и балета

Виктор Куликов только ахает: «Никакой смены власти не произошло». Но дирижировать в опере «Риголетто» уже 27 января будет действительно он, сменив у дирижерского пульта Владимира Коваленко. Изменится ли что-то в самарской постановке с новым дирижером? «Происходящее на сцене я изменить никак не могу, но с артистами мы все же решили руководствоваться больше музыкой, нежели сценическим действием». Уже на первой репетиции дирижер столкнулся с непривычной трактовкой: «Я был удивлен: почему Джильда (Диля Шагеева) и Риголетто (Василий Святкин) так агрессивно, резко исполняют свой дуэт в первом акте. И тогда мне артисты объяснили, чего же добивался от них режиссер». Напомним, что опера «Риголетто», поставленная несколько лет назад Михаилом Кисляровым еще на сцене ДК «Дзержинского» сразу же, после первого премьерного спектакля вызвала бурю эмоций и немало споров, можно ли так вольно обходиться с известным произведением Джузеппе Верди? Действие перенесено из XVI века в XX-й. У герцога Мантуанского пирушка - так начинается опера, а как может происходить пирушка у современного, и согласно либретто распутного герцога? Конечно не с дамами в кринолинах, а с девицами легкого поведения. Но не это главное (хотя девушки многих смущают), история, рассказанная Кисляровым , вовсе не о легкомысленном, распущенном юноше, не о горбуне Риголетто, ведущем двойную жизнь, Кисляров буквально оголяет тему жертвенности, одиночества и тему власти – мы видим на сцене людей в форме, в герцоге читается образ Муссолини и Гитлера одновременно, а в финале, под занавес вообще появляется призрак(?) Сталина. Публика раскололась на два лагеря - «за» и «против» такой трактовки «Риголетто», на протяжении нескольких лет споры не утихают, но залы всегда полны. Оперу идут смотреть и слушать во второй, в третий, в пятый раз и те, кто был «за» и те кто «против».
«К сожалению, в последнее время многие режиссеры выносят на сцену свои комплексы, к примеру, в опере «Евгений Онегин», что была поставлена недавно в Германии, Ленский и Онегин вообще представлены как любовники! И в своей знаменитой арии «Я люблю вас, я люблю вас, Ольга…» Ленский обращается к Евгению. А Ольга им только мешает. К счастью,  в нашем театре такого нет. А версия Михаила Кислярова, - говорит дирижер, - мне как раз показалось очень интересной. Я открыт для всего нового и современного, и считаю, что в XXI веке театр должен искать новаторские решения, возможно и более радикальные, чем в «Риголетто», но главное - чтобы за внешними эффектами присутствовала идея. Михаилу Кислярову это удалось. Но очень хотелось бы встретиться с режиссером и услышать именно от него о замысле спектакля, о концепции. Тем более что спектакль перенесен на новую сцену. Премьерный показ, и тот что мы видим сейчас, сильно отличаются друг от друга. Меняется состав исполнителей, это, во-первых, и, во-вторых, без режиссера спектакль постепенно разрушается, размывается. На мой взгляд его надо восстанавливать».
Исполнять партию Герцога Мантуанского 27 января будет приглашенный солист Сергей Мунтян (тенор), как это отразится на спектакле? Все-таки на репетиции выделен только один день, а самарская версия «Риголетто» наполнена действием, и в новой трактовке герцог из женолюба превращен в циничного тирана.
Но, оставим «Риголетто». В ближайшие дни зрители смогут в очередной раз насладиться прекрасной музыкой Джузеппе Верди и задаться все тем же вопросом: «Быть иль не быть новой трактовке известной оперы?» А для Виктора Куликова этот спектакль станет премьерным.
Параллельно в театре идет подготовка к «Борису Годунову». Как рассказал Виктор Куликов, который является дирижером – постановщиком спектакля, уже идут репетиции с хором и солистами, в скором времени начнется работа с оркестром. «Были встречи с режиссером – Ниной Чусовой, - говорит Куликов, - это модный, очень продвинутый московский режиссер. Кстати начинала она в Самарском драматическом театре и многие, возможно, ее помнят. Нина Чусова – в первую очередь драматический режиссер, она поставила несколько спектаклей в «Современнике», во МХАТе, которые идут с неизменным успехом, режиссировала ледовое шоу Татьяны Тарасовой, ставила много мюзиклов. И мне кажется, что нас ожидает интересный и необычный взгляд на известное оперное произведение Модеста Мусоргского».
Художником — постановщиком спектакля станет заслуженный деятель искусств РФ Павел Каплевич. Уже известно, что премьера оперы «Борис Годунов» запланирована на 2 июня. Не известно только, как воспримет самарская публика свежее решение и каким оно будет.
 
Справка
Виктор Куликов - дирижер Самарского академического театра оперы и балета
В 2000 году с отличием окончил Нижегородскую государственную консерваторию (академию) им. М.И. Глинки по специальности «Хоровое дирижирование» (класс народного артиста России, профессора Э.Б. Фертельмейстера) и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс народного артиста России, профессора А.М. Скульского), в 2002 – ассистентуру-стажировку.
Продолжил профессиональное совершенствование за рубежом в знаменитом музыкальном вузе Chigiana Academia Musicale (Сиена, Италия) у известного итальянского Маэстро, главного дирижера Римской Национальной оперы Джанлуиджи Джелметти и Vendome Conductors Academia (Франция) у американского Маэстро Кеннета Кислера.
Принимал участие в международных мастер-классах Неэме Ярви, Пааво Ярви и Йормы Панулы. Большое влияние на Виктора Куликова оказали неоднократные встречи и занятия с выдающимся дирижером современности Куртом Мазуром.
С 2005 по 2010 гг. - художественный руководитель и главный дирижер Тамбовского академического симфонического оркестра.
 С 2005 года – главный приглашенный дирижер Incheon Opera Company (Южная Корея).
Постоянный участник международного оперного фестиваля «Incheon Opera World festival» с участием ведущих солистов оперных театров Европы и Америки.
В сезоне 2007-2008 гг. – дирижер-ассистент Маэстро Джона Нэльсона и оркестра Ensemble Orchestra de Paris (Франция).
Лауреат премии фонда «Русское исполнительское искусство».
В апреле 2011 года состоялся его дебют в нашем театра, отмеченный критиками как большая удача – балет «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина. Еще одна работа дирижера – «Любовный напиток» Г. Доницетти. В 81-м сезоне Виктор Куликов приступил к постановке оперы М. Мусоргского «Борис Годунов».
В декабре 2011 года был приглашен дирижировать финалом XXIV международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки в Большом зале Московской консерватории с симфоническим оркестром радио «Орфей».

Источник: www.vkonline.ru

Новости

Назад. 24 января 2012 Вперед.
Виктор Куликов рассказал об изменениях в «Риголетто» и о новой оперной постановке