На выставке этюдов представлены новые работы живописцев Отрадного и Самары, членов Творческого Союза художников России. На выставке представят свои последние этюды, сделанные в августе на пленэре в Хвалынске, самарские художники Александр и Надежда Нагнибеда.
Впечатления от поездки в Хвалынск у Александра и Надежды — самые восторженные. Они бродили по уютным улочкам этого старинного города, побывали в Доме-музее Петрова-Водкина. И этот красивый дом остался на этюдах. Жили на берегу красивого озера, наслаждаясь тишиной, прерываемой лишь пением птиц, ночевали в машинах, а день рождения Александра отметили в пещере монаха в горах. Результатом девяти дней пленэра стало множество этюдов, которые сейчас хранятся в мастерской. Сами Александр и Надежда расценивают свою поездку как творческую «разведку», и на следующий год, надеются, соберется группа художников для работы на пленэре в Хвалынске и окрестностях.
Вообще, чета художников любит выезжать на пленэры. Например, к волжской дамбе. «Особенно люблю рисовать ее весной, - говорит Александр, - когда Волга уже чистая, а заводи еще во льду, и на нем сидят полуголые рыбаки...».
Его пейзажи порою передают сиюминутные впечатления от окружающей природы.
«Она все время разная, - говорит Александр. - Освещение, тени, дуновение ветра — все быстро меняется... А пока не изменилось, ты должен успеть передать свои ощущения. А тут комары, оводы кусают, этюдник падает на ветру. И рука порою не успевает сделать то, что хочешь...».
Потом работа должна отстояться. В мастерской у Александра бывает несколько начатых картин одновременно. Над одной работает, на другую смотрит. И через какое-то время приходит понимание, чего там не хватает.
Одной из таких работ был портрет жены Надежды. Сначала на портрете был возвышенный, романтический образ женщины. Но оба чувствовали - что-то не то. А потом появились косые экспрессивные разноцветные мазки, как будто пошел цветной дождь, на голове появилась старинная дамская шляпка, вернее, намек на нее. И портрет «заиграл». И даже подтеки художник решил оставить, по совету Надежды. Сочетание экспрессии и романтических черт реальной женщины на портрете дало необыкновенный результат. «Художник должен быть свободным в своем творчестве, - считает Александр. - Если будешь бояться испортить работу, ничего не получится...».
Оказавшись в мастерской художников, поражаешься разнообразию их творческих манер. Александру Нагнибеде интересны самые разные направления в живописи - пейзажи, натюрморты, портреты, абстракции, метафорические картины... А в 1996 году он сделал мозаику для церкви св. Троицы в селе Екатериновке.
Откуда берутся идеи картин, не знает никто, считает Александр. Художнику иной раз очень трудно объяснить, почему он нарисовал именно так, а не иначе. «Когда пишешь картину, - говорит Нагнибеда, - иногда не можешь предугадать конечный результат. Пишешь — и рука сама подсказывает какие-то новые ходы».
Картины Нагнибеды есть во многих частных коллекциях. Но с некоторыми работами, которые хранятся у него в мастерской, художник не готов расстаться ни за какие деньги: они очень дороги ему. Даже в самое тяжелое время он не продал их, хотя покупатели были. Вот одна из таких картин. На ней роса, сверкающая под утренним солнцем. «Однажды я был на охоте, - вспоминает художник. - Когда солнце стало вставать, я просто ошалел от окружающей красоты. Кусты, репейники были в паутине. И на паутине капельки росы заиграли на солнце. Я стоял как завороженный. Мне хотелось передать блеск этой росы. И я попытался сделать в картине.
А вот еще одна из любимых картин, хранящихся в мастерской. Метафорическая работа, по своему духу чем-то близкая картинам Чюрлениса. Человеческий глаз, возникший словно из глубины темного космоса. Светящийся шар, как будто подрагивающий в человеческих пальцах. «Разные люди видят в этой работе разное, - говорит художник. - И может быть, каждый из них прав». Тут важно, как назвать картину. Название этой подсказала Надежда. «Свидетель».
В прошлом году Александр Нагнибеда был награжден золотой медалью Союза художников России «За вклад в отечественную культуру». 11 лет назад Александр был у истоков создания Творческого Союза в Самаре и возглавляет его по сегодняшний день. Союз объединяет людей самых разных профессий — художников, дизайнеров, скульпторов, фотографов, гончаров, резчиков по дереву... Художникам необходимо творческое общение, считает Александр. И неслучайно они всегда собирались в кружки, объединения.
…Кажется, что Александр и Надежда почти не расстаются друг с другом. Вместе выезжают на этюды, вместе работают в мастерской. И конечно, они сильно повлияли друг на друга - и в творческом плане тоже. Александр и не скрывает, что после встречи с Надеждой он стал писать более свободно, открыто, а колорит его картин приобрел еще большую яркость...