Ее служебная характеристика начинается так: «Обладает лирико-колоратурным сопрано мягкого тембра, полного диапазона. Хорошие сценические данные». В прошлом сезоне солистка Самарского театра оперы и балета Диля Шагеева спела партию Джильды в опере «Риголетто» Верди, о чем мечтают многие певицы. Творческие поиски – ее рабочее состояние. В Самаре она шестой год и полюбила этот город и этот театр. Самара отплатила ей взаимностью еще три года назад, присудив ей премию «Самарская театральная муза».
- Осенью 2004 года вы пришли в театр. Что за эти годы вы спели?
- Самая большая, самая ответственная партия у меня была в «Риголетто» - это Джильда. До этого была Серпина в «Служанке-госпоже» Перголези, партия сопрано в «Свадебке» и Параша в «Мавре» Стравинского. Это был вечер одноактных спектаклей. А в опереттах я была Аделью в «Летучей мыши» Штрауса, Валентиной в «Веселой вдове» Легара, Стаси в «Королеве Чардаша» Кальмана. С удовольствием участвовала в детских спектаклях.
- И что вам больше нравится?
- Больше нравится опера. Сегодня – «Риголетто». Верди неисчерпаем, каждый раз открываешь для себя что-то новое – и в вокальном плане, и в актерском. - Вы как-то говорили, что в оперу попали случайно, никогда не мечтали об этом…
- В детстве у меня были другие мечты, об опере я даже не думала. Видимо, судьба. Когда я переехала из Узбекистана в Зеленодольск к бабушке, родители остались далеко, и я решила бросить музыкальную школу – на меня повлияла смена обстановки. Но, когда я еще училась и пришла на занятия хора, (позже всех, между прочим), преподаватель меня прослушала и сказала: «Ты будешь солисткой в нашем хоре». Надо сказать, что солировать, быть в центре внимания мне понравилось. А когда я бросила музыкальную школу, она мне предложила просто заниматься вокалом, и я с удовольствием согласилась. Тогда я уже поняла, чего хочу в жизни, и пошла в музыкальное училище, которое окончила с красным дипломом в городе Йошкар-Оле. Там же я впервые увидела и услышала оперный спектакль. Это была «Иоланта» Чайковского. На втором курсе я совмещала два факультета – дирижерско-хоровой и вокальный, потом выбрала все-таки второй. Но все музыкальные дороги, как известно, ведут в Москву, куда я и поехала поступать в Классическую академию имени Маймонида, поступила в класс заслуженной солистки России, солистки большого театра, профессора Лидии Ковалевой. После окончания академии передо мной встал вопрос о работе. Мой педагог сказала, что набираться опыта лучше на сцене театра. В Интернете нашла сайты российских театров, стала их обзванивать, и мне одновременно предложили прослушаться в Чебоксарах и Самаре. Я выбрала этот город.
- Почему?
- Во-первых, Самара мне понравилась больше - красивый город. Во-вторых, насколько мне было известно, Самара – город многонациональный, где все равны. И это подтвердилось. В общем, я приехала сюда на прослушивание. В первый день под аккомпанемент рояля, на второй – с оркестром. После чего мне сказали, что я принята в труппу.
- В какой роли вы дебютировали на самарской сцене?
- В партии Фраскиты в опере Бизе «Кармен».
- Волновались сильно?
- Нет, не сильно. У меня было чувство восторга. Партию я знала хорошо, мы много репетировали с дирижером и партнерами. Прекрасно помню свое первое появление на сцене. Мы сидели в таверне, когда занавес пополз в разные стороны, и я увидела дирижера, подсвеченный оркестр и черный провал зрительного зала. Это было непередаваемое ощущение.
- Теперь привыкли?
- Привыкла. Но момент ожидания перед открытием занавеса до сих пор меня волнует.
- Это было еще до реконструкции театра, на большой сцене. А когда вы пели Джильду в «Дзержинке» на тесной площадке, было трудно?
- Нет, там ведь все было приспособлено к этой сцене. Особых проблем не было. Хотя было ощущение, что это не совсем театр с его простором и аурой.
- Вам понравилась режиссерская постановка, которая у некоторых критиков вызвала отрицательную реакцию?
- Я, наверное, такая «гибкая» актриса – всегда принимаю, что предлагает режиссер. Моя задача - выполнить его требования как можно лучше. Мне как-то сказал один режиссер, что зритель ходит в театр расслабиться, а наша задача - заставить его думать, переживать. Но ни один режиссер не может мне запретить наполнить роль внутренним содержанием так, как я это вижу и чувствую. Я всегда стараюсь жить в предлагаемых условиях, но жить по-своему. Понимаете, моя Джильда - это моя Джильда, больше ничья. Другая актриса все равно споет и сыграет иначе.
- Вы тоже считаете, что зритель ходит в театр отдыхать?
- К сожалению, такая тенденция сегодня присутствует. Возможно, поэтому зрители охотнее ходят на оперетту – посмеяться, развлечься. Хотя опера мне все равно ближе. Это мир великой музыки, сильных чувств, если хотите, мир открытий.
- Что вы имеете в виду?
- Финальную сцену «Риголетто», которая обычно шла в театрах с купюрами. У нас она восстановлена полностью, и все услышали прекрасную музыку, которая раньше оставалась на бумаге.
- Вы сразу нашли свое амплуа, свой голосовой диапазон?
- Я до сих пор еще ищу. Постоянно стараюсь совершенствоваться. В этом мне помогают мои коллеги: Михаил Губский, Андрей Антонов, концертмейстер Ольга Иванова. Их советы я очень ценю.
- Над чем вы сейчас работаете?
- Готовлюсь к сольному концерту. Возможно, он будет в Мраморном зале Художественного музея в начале следующего театрального сезона.
- А в театре?
- У меня есть выученные партии: Марфы в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Виолетты в «Травиате». Лежат пока в моем багаже. Мне очень нравится опера Делиба «Лакме». Пока я пою отдельные арии, хочу выучить всю партию целиком. На очереди «Лючия де Ламмермур» Доницетти. Пытаюсь Царицу ночи петь из «Волшебной флейты» Моцарта. В общем, в поисках нахожусь.