Темой следующих "Поволжских сезонов" станет Первая мировая война

ХIII Фестиваль моды и театрального костюма "Поволжские сезоны Александра Васильева" завершился эффектным дефиле и победой оренбургских дизайнеров.

Фото:

 Намек на кольчугу

Как уже писал Волга Ньюс, в мае "Поволжские сезоны Александра Васильева" открывали дефиле на Неделе моды в Марселе. И о финансовых трудностях фестиваля мы тоже рассказывали. Проблемы, к счастью, не убавили энтузиазма организаторов: финал в этом году прошел на высочайшем уровне. Не в последнюю очередь благодаря пожелавшему сохранить инкогнито спонсору, а также сцене театра оперы и балета, на которой "Сезоны" оказались впервые. Итоговый показ был эффектным, динамичным (27 коллекций за час) и смотрелся на одном дыхании, как полноценное модное шоу, без всяких скидок на провинцию - от видеопроекции на заднике до музыкального сопровождения и собственно костюмов (режиссер фестиваля - Оксана Штанина). Да, коллекции тоже год от года "растут" - разница особенно видна, когда ходишь на "сезоны" не каждый год.

Темой фестиваля стала чертова дюжина - "Сезоны", как-никак, 13-е. Не сказать, правда, что она так уж читалась в представленных коллекциях. Гораздо лучше прослеживалось увлечение значительной части финалистов русской темой. В этом самарский фестиваль, как выяснилось, похож на китайские модные показы. Дизайнеры Поднебесной (чего почти не встретишь на европейских подиумах) часто используют в своих коллекциях национальный колорит, рассказал Виктор Кузьмичев, член жюри "Поволжских сезонов" и постоянный участник международного жюри Китайской Недели моды.

Неудивительно, что Гран-при фестиваля в размере 70 тыс. руб. присудили дизайнерам из Оренбурга Ксении Буреге и Екатерине Клоповой за коллекцию "Богатыри". Председатель жюри, известный театральный художник, историк моды и коллекционер Александр Васильев отметил выбор ткани и отделку победившей коллекции: дизайнеры остроумно использовали металлические заклепки и другие элементы лондонского панка, чтобы создать намек на кольчугу и другие "былинные" мотивы. "У вас большой талант, а главное - собственный почерк, - наставлял Васильев авторов. - Продолжайте в том же направлении, вы можете делать в этом стиле все - сумки, бижутерию, обувь, джинсы, - и я думаю, вы найдете способ поставить это на коммерческую основу, разбогатеть и в будущем спонсировать наш фестиваль".

Перевес "реальности"

"Продолжать в том же духе" советовал Васильев и другим участникам. Коллекции на "Сезонах" действительно год от года становятся все практичнее и ближе к тому, что можно надеть на улицу, не зря претендентов в номинации "костюм-реальность" традиционно больше всех (18 из 27 прошедших в финал). Победила здесь дизайнер из Новокуйбышевска Наталья Склез с коллекцией "Ускользающий неон" - вариациями на тему делового костюма. Другая участница из этой номинации, Ани Овакимян (Самара) с коллекцией Lego Group выиграла конкурс эскизов. Еще в полуфинале яркие платья с геометрическими узорами, на создание которых Ани вдохновил конструктор "Лего", отметил Кристоф Дюбуа Рубио, вице-президент фонда Александра Васильева, историк и аналитик моды, впервые входивший в традиционно международное жюри "Сезонов". И попросил одно из платьев себе в коллекцию.

И даже выдержанная в стиле ар-деко коллекция самарского дизайнера Татьяны Мастеровой "Сахар" поначалу, в полуфинале, оказалась среди "костюмов-реальностей". Напоминавшие актрис немого кино длинноногие модели проплывали по сцене в облаках из шифона, кружевах и бахроме, с белыми розами в прическах и печальным томным взглядом, вызывая одновременно восхищенные и недоуменные взгляды жюри. Нарядам в стиле "Великого Гэтсби" присудили победу, но совсем в другой номинации - "Театральный костюм".

Традиционно увлеклись футуристическими образами дизайнеры из номинации "Перформанс", создавшие фантастические, порой даже пугающие костюмы. Так, на показе омской "Свободы" на подиум вышли модели, лица которых были обтянуты сверкающей пайетками тканью. Одетые в блестящие пуховики и свитера, обутые в нечто среднее между сабо и ходулями существа напоминали инопланетян. Подобных коллекций, впрочем, постоянные зрители "Сезонов" видели не один десяток. А выиграли в этой номинации остроумные костюмы "Come as you are" Талии Гафуровой из Тольятти. Дизайнер одела мужчин и женщин в бриджи и юбки, сшитые из мужских рубашек. "В рукава засунул руки – оказалось, это брюки…", только здесь наоборот, вместо пояса - отглаженный белый воротничок. Особенно впечатляла юбка, составленная из дюжины закрепленных на талии модели разноцветных мужских сорочек.

В немногочисленной номинации "Костюм – художественная идея" победила Светлана Курочкина из Самары с жизнерадостной коллекцией "Маки". Жюри и зрителей очаровал "гвоздь" коллекции - красное платье, сшитое из нескольких сотен вязаных маков.

Мода следующих "Сезонов"

Описание моделей смотрится несколько длинно и совсем не передает впечатления от эффектного финала. Несмотря на то, что организаторы вынуждены крутиться как могут (об этом говорилось и со сцены Оперного, например, Александр Васильев рассказал, что прилетает в Самару в тринадцатый раз на несколько дней без гонорара, практически "из благотворительности", а его Фонд оплачивал дорогу членам жюри из Москвы и Франции), XIII фестиваль оказался по многим показателям чуть ли не лучшим в истории "Поволжских сезонов".

И "Центр рекламы и дизайна "OV27" (авторы и организаторы фестиваля Ольга Казак, Ольга Андреева и Мария Казак) уже готовится к следующему году. Нетрудно догадаться, что в 2014-м мы будем вспоминать Первую мировую войну, и декаданс, ар-деко и милитари станут основными мотивами для "Поволжских сезонов"-2014. Но не для зрительниц фестиваля следующего года. Во всяком случае, если верить прогнозам Александра Васильева: "Осень-зима 2013-2014 гг. - это последний кризисный сезон в моде. Будет очень много ретро 90-х годов, стиля гранж, англицизмов, клетки, кожи и цитат из сезонов 80-х и 90-х. Но судя по показам весны-лета 2014 г., которые только что прошли в Милане и Париже, мода выходит из кризиса. По разным причинам, в том числе и потому, что была переизбрана Ангела Меркель. Мода и политика очень связаны, и переизбрание дает некую гарантию на стабильность экономики самой богатой страны Европы. Судя по показам, в моду войдут более богатые ткани с огромным количеством фотопринтов, которые нельзя сымитировать в домашних условиях. Много фотоэффекта, эффекта асимметрии, неравномерно распределенного дизайна на платьях и на мужской одежде — все это говорит о том, что мода побуждает клиента пойти в магазин и "закупиться". В прошлые сезоны можно было что-то достать из антресолей, и это выглядело бы стильно. Сейчас так будет нельзя".

Кристоф Дюбуа Рубио, историк и аналитик моды и фотографии, вице-президент фонда Александра Васильева (Париж, Франция):
- Это первый русский конкурс моды, на котором я присутствовал в качестве члена жюри. Когда я принял это приглашение, то не знал, чего ожидать, поскольку русские создатели моды, русские дизайнеры достаточно плохо известны в Европе и, в принципе, в мире моды. Я был удивлен и количеством участников, и качеством их работ, и высоким уровнем таланта. Этот конкурс живет, творческая идея развивается, и мы увидели в полной мере это на подиуме. И я хотел бы поблагодарить ту команду, которая организует фестиваль на протяжении 13 лет, тем самым создавая имидж Самары как модного города.

Александр Васильев, председатель жюри, художественный руководитель фестиваля моды и театрального костюма:
- Фестиваль в этом году прошел в тринадцатый раз. А число 13 – удивительное, мы все его немного боялись. Но оно принесло нам удачу хотя бы в том, что наконец-то мы смогли показать финал конкурса в Самарском академическом театре оперы и балета. Долго мы должны были идти по ступенькам успеха, чтобы дойти до этого момента. Но может быть, этому способствовала и моя работа в постановке балета "Павильон Армиды". Помогли и добрые слова губернатора Самарской области, который упомянул "Поволжские сезоны" в числе наиболее ярких культурных событий губернии.

Темой следующих "Поволжских сезонов" станет Первая мировая война 44
Фоторепортаж: Темой следующих "Поволжских сезонов" станет Первая мировая война
Версия для печати