Убийцу лося нашли по окурку

За незаконно подстреленного сохатого житель Самары заплатит 115 тысяч рублей

Доказать вину браконьера удается крайне редко. Принцип «не пойман - не вор» работает безотказно. Но опыт и терпение специалистов охотнадзора вкупе с современными технологиями позволяют изобличать самых изощренных нарушителей закона, даже если из улик, найденных на месте преступления, - лишь сигаретный «бычок».

Голова в лесу
Эта история началась 10 ноября прошлого года, когда главный специалист северо-восточной группы районов департамента охоты и рыболовства Самарской области Александр Пырков объезжал угодья. Неподалеку от села Тростянка Кинельского района на территории охотхозяйства «Тургеневское» Александр и его напарник заметили на первом снегу следы автомобиля, ведущие вдоль лесопосадочной полосы. Проследовав по ним, инспекторы наткнулись на останки лося - шкуру, голову, конечности и потроха. Сохатый был подстрелен и прямо на месте преступления разделан.
- Выстрел был произведен картечью практически в упор, метров с семи - рассказывает Пырков. - Видно было, что животное долго гнали. Дробь попала лосю в область шеи и лопатки с левой стороны. Машину нарушители спрятали в кусты, после чего начали разделку туши. Так как путевок на добычу лося близлежащие охотхозяйства не выдавали, мы предположили, что зверь был убит браконьерами. К тому же, на лося обычно идут, беря с собой патроны с пулями. Здесь же была картечь - это говорит о том, что к встрече с крупным животным охотники не готовились.
Нарушители покинули место преступления за несколько часов до приезда охотоведов, так что организовывать погоню уже было бессмысленно. Но сотрудники департамента не отчаялись.
Во-первых, на месте было найдено несколько окурков. Во-вторых, как бывший сотрудник органов внутренних дел с опытом оперативно-следственной работы, Пырков смог определить по следам от протекторов шин их тип (всесезонная резина Kama Flame) и марку автомобиля - предположительно, это была «Нива». Кроме того, по следам, ведущим от автомобиля, стало ясно, что в нем находились два человека.
Охотоведы предположили, что через денек-другой браконьеры сюда вернутся.
- Автомобиль следовал по пути миграции кабанов, - говорит Александр. - Не увидеть раскопанной земли и следов зверя нарушители не могли. А охотничий азарт подчас бывает сильнее инстинкта самосохранения.

Слюна совпала
Через пару дней, патрулируя леса неподалеку от места, где был убит лось, Александр действительно встретил двоих мужчин с ружьями на «Ниве» с резиной Kama Flame. Ими оказались владелец авто, местный житель Николай Кашенков (к слову, не курящий) и самарец Сергей Атанов.
Кашенков предъявил выданную ему недавно путевку на охоту на зайца в Михайловском охотхозяйстве. Атанов же не имел разрешения на охоту, но, так как их ружья были зачехлены, формально поводов для составления протокола у сотрудников департамента не было. И все-таки Александр приметил, что, когда он осматривал машину, Атанов сильно нервничал и курил сигареты той же марки, что и найденные ранее окурки.
- Совпадение может быть случайным один раз, максимум два, - говорит Пырков. - Здесь же подходило все: марка автомобиля, тип шин, место встречи. Сигареты стали последним штрихом.
Парочка была взята на оперативный контроль, ориентировки разослали по нескольким районам, где могли появиться подозреваемые. И в январе этого года Атанов «прокололся».
В Борском районе он, нарушив правила охоты, был «снят» с кабаньей тропы вместе с тремя товарищами. В тот же день у него была взята кровь на сравнение его ДНК с составом слюны, найденной на окурке сигареты. Вывод экспертов был однозначен: совпадение стопроцентное.
- Конечно, Атанов пытался уйти от правосудия. Сначала он придумал себе алиби, что, мол, 10 ноября весь день был на рыболовном стане, после чего ночевал в поселке Стройкерамика. Когда эта версия развалилась, он заявил, что я якобы испытываю к нему личную неприязнь. Дело в том, что Атанова я видел до этого, на воде - вместе с рыболовецкой бригадой. Так у него появилась зацепка, благодаря которой он попытался убедить следствие, что я сфальсифицировал улики, подкинув на место преступления найденный ранее окурок.
Специалист департамента охоты и рыболовства признается, что дело могло бы стать «глухарем», если бы не одна маленькая деталь.
- Многие наши сотрудники - бывшие милиционеры, - говорит Пырков. - А преступление было совершено в наш профессиональный праздник. Поэтому мы сочли это личным оскорблением, и дело было взято на особый контроль. В итоге под напором всех вещественных доказательств и улик Атанову все-таки пришлось признать свою вину.

Слесарь заплатит по закону
Дело Сергея Атанова рассматривалось в мировом суде Кинеля 30 августа. Браконьер сознался в содеянном, однако попросил смягчить приговор, представив справку, что он - отец двоих малолетних детей и как слесарь-сантехник зарабатывает всего пять тысяч рублей в месяц. Учитывая эти обстоятельства, суд не стал назначать максимальное наказание по ст. 258 ч.1 п. «а, б» («Незаконная охота с применением транспортного средства»), предусматривающей до 10 лет лишения свободы. Размер штрафа, запрашиваемого государственным обвинителем, был снижен с 30 до 5 тысяч рублей. Однако ущерб, причиненный природе в размере 110 тысяч 259 рублей и 70 копеек, Атанову все-таки придется выплачивать в полном объеме. Исполнительный лист по обеим суммам Атанов должен получить на руки до 30 сентября.
Кстати, по имеющейся информации, слесарь Анатов работает в рыбколхозе ЗАО «Кинельское» и практически круглый год стоит в рыбопромысловых бригадах на устье реки Самары. Так что можно предположить, что официальная работа не является для него основным источником доходов. А продажа рыбы и раков - занятие вполне прибыльное. Поэтому вероятность того, что деньги в государственную казну за убитого лося все-таки поступят, довольно высока. Причем чем быстрее долг будет погашен, тем быстрее гражданин Атанов сможет вернуться к своему хобби.
- Пока нарушитель не компенсирует ущерба, судимость не будет погашена, - говорит Александр Пырков. - Значит, и охотиться он не сможет, потому как охотничий билет единого образца выдает только наш департамент. Каждый такой выданный документ вносится в госреестр, а его владелец - в общую базу. Благодаря ей мы можем определить, когда и где нарушал охотник правила. И если подобные факты обнаруживаются, то человек автоматически попадает в «черный список».

Александр Пырков
Беднягу сохатого разделали прямо на месте убийства

Версия для печати