всПУТЧило

Попытка государственного переворота 20 лет назад завершилась крахом не только компартии, но и страны, которой она управляла

Фото:

Утром 19 августа 1991 года самарцы, включив телевизоры, поняли, что в стране что-то стряслось. На экране танцевали «маленькие лебеди». У балета Чайковского в СССР был особый статус: его транслировали исключительно в связи с чрезвычайными происшествиями государственного масштаба. В тот же день к тревожной аббревиатуре ЧП добавили еще две буквы и получилось - ГКЧП.

Государственный комитет по чрезвычайному положению в составе   восьми человек во главе с вице-президентом Геннадием Янаевым попытался насильственно отстранить Михаила Горбачева с поста президента СССР. Августовский путч стал последней попыткой коммунистов отодвинуть неизбежный крах системы. В стране в то время свирепствовал сильнейший экономический и политический кризис - итог 70-летнего правления страной КПСС.
 Горбачев пытался реформировать партию, однако к тому моменту она оказалась настолько прогнившей и разжиревшей, что не поддавалась никаким реформам. Именно представители партноменклатуры, дрожащие от страха за свои теплые места, и стали организаторами переворота.
О том, что происходило в те дни в нашем городе, вспоминает очевидец тех исторических событий.
- О том, что к власти в Москве пришли «путчисты», я узнал из сообщения по радио, - рассказывает главный библиограф Самарской областной библиотеки Александр Завальный. - Утром 19 августа я был на даче и, поняв, что в стране произошло что-то страшное, решил немедленно возвратиться в город. В Самаре сразу отправился в Городской совет, где уже находилось много активистов демократического движения...
Пустые полки магазинов, талоны на продукты, развал предприятий, тотальная задержка зарплаты обозлила людей, вспоминает Завальный. С большим трудом можно было купить даже товары первой необходимости - хлеб, молоко, сахар. Поэтому народ тогда был крайне политизированным.  Люди почувствовали, как много зависит от их принципиальности и решимости. После двух массовых выступлений куйбышевцев первый секретарь обкома партии Евгений Муравьев вынужден был покинуть свой пост. В начале 1991 года благодаря инициативе граждан городу вернули его историческое имя.
- Мы смогли получить по факсу указ Бориса Ельцина об антиправительственных действиях комитетчиков и непризнании их власти, - вспоминает Завальный. - Указ был размножен и вместе с отпечатанными листовками раздавался самарцам на улицах, в городском транспорте. Я взял на себя автобусы 2 и 41 маршрутов. Люди, жаждущие узнать правду о том, что произошло в стране, расхватывали листовки...
Тем временем руководители практически всех областных, городских и районных комитетов КПСС сообщили о своей  поддержке ГКЧП и его действий. 19 августа такое заявление было сделано и первым секретарем Самарского обкома КПСС Валентином Романовым.
А председатель Самарского областного совета и облисполкома Виктор Тархов в ожидании итогов противостояния предпочел уйти в тень. Вот какое сообщение было распространено 20 августа Российским информационным агентством: «Самара не поддерживает ни ГКЧП, ни президента России. По сообщению председателя Самарского Совета народных депутатов В.А.Тархова, Самарская область и город Самара до решения чрезвычайной сессии Верховного Совета СССР не собираются ни подчиняться чрезвычайному комитету, ни поддерживать Президента РСФСР Бориса Ельцина».
Еще один любопытный факт: 20 августа Тархов подписал распоряжение под названием «О повышении должностных окладов работников органов государственного управления». Тем самым были увеличены на 50% оклады руководства облсовета, а размер их премирования предписывалось «не ограничивать». Сей факт красноречиво свидетельствовал о том, какая пропасть отделяла партийных вожаков от всего остального населения Союза. Для одних коммунизм наступил уже давно. Другие же томились в очередях за молоком и хлебом...
Впрочем, уже 21 августа, после разгрома путча, Ельцин подписал указ, согласно которому за поддержку антиконституционной деятельности ГКЧП от своих должностей были отстранены председатели исполкомов четырех регионов страны. В их числе оказался и Виктор Тархов...


Судили сами себя

В пятницу, 19 августа, на площади Славы прошел митинг. Политически активные жители губернии собрались, чтобы выразить свое отношение к событиям двадцатилетней давности. Представители КПРФ решили провести «народный суд» над теми, кто, по их мнению, виновен в распаде Советского Союза. Сторонники других партий полагают: судить нужно самих коммунистов, которые завели страну в тупик.
Пока коммунисты толкали пламенные речи, возле импровизированной «судебной трибуны» завязалась потасовка. Одна из участниц митинга попыталась раскрыть плакат с надписью «КПРФ предала народ». Но красные активисты быстро скрутили женщину, рискнувшую высказать мнение, отличное от риторики левых.
- Вот и нам сейчас рекомендовали свернуть свои плакаты, потому что они кого-то обижают, - отметил адвокат, член партии «Яблоко» Александр Паулов. - Нам не дают слова сказать. На мой взгляд, судить самого себя, как это делают коммунисты, - это мазохизм. Коммунисты судят коммунистов... Они, наверное, забыли, что и Горбачев, и Ельцин, и Зюганов были в этой партии.


«Коммунисты все развалили, однозначно!»

В ходе своего визита в Самару лидер ЛДПР дал оценку событиям 1991 года. Жириновский открыто обвинил коммунистов в предательстве народа и уничтожении СССР.
- Исполняется 20 лет, как в стране была объявлена чрезвычайная ситуация, - сказал Жириновский, комментируя «юбилей» создания ГКЧП. - Задача комитета была передать власть радикалам. В итоге страна развалилась. За все это ответственность несут коммунисты. У нас все было, как в Европе. СССР и был Евросоюзом: границы общие, таможня общая, валюта общая... Все развалили!
 

Версия для печати