На прошлой неделе в Тольятти прошли тестовые испытания новой системы электронного мониторинга гуляющих на свободе осужденных, которые совершили не тяжкие преступления. Увиденное и услышанное позволило «Репортеру» сделать вывод, что обладателям браслетов придется не сладко. Браслеты обеспечат полный контроль за передвижениями осужденных. Но, в любом случае, носить такие устройства лучше, чем считать дни в колонии.
В пивбар и на дискотеку могут не пустить
С января этого года в России действует новый вид наказания - ограничение свободы. Эта мера еще не получила широкого распространения. По задумке законодателей, ее будут применять к людям, совершившим не слишком серьезные (мелкие кражи, грабежи) или непредумышленные преступления - ДТП, например. Приговоренные имеют право оставаться на воле в течение всего назначенного судом срока. Они могут работать, ходить по магазинам, ездить за рулем автомобиля. Но их свобода при этом ограничена.
При вынесении приговоров суды могут, к примеру, запретить им покидать города проживания, посещать питейные и увеселительные заведения. А контролируют таких осужденных территориальные уголовно-исполнительные инспекции. И дабы облегчить их работу и дать им возможность иметь более точную информацию о "подопечных", были разработаны мобильные контролирующие устройства (МКУ) и стационарные контролирующие устройства (СКУ).
Три года сотрудники Главного центра инженерно-технического обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний (ГЦИТО ФСИН) России изучали подобный опыт других стран, в частности, Израиля, после чего создали чисто российское ноу-хау. Головная структура этой организации находится в Москве, а браслеты для приговоренных к ограничению свободы жителей Самарской области будут штамповать в Жигулевске. Этот город был выбран местом изготовления новых систем не случайно. Здесь находится мощнейший радиозавод, некогда известный на весь СССР.
Директор Самарского филиала Центра Иван Куклев пояснил «Репортеру», что системы были разработаны их специалистами и поставлены на поток всего за полтора месяца.
- В интересах производства мы постарались задействовать подразделения, которые подчиняются ФСИН России, - говорит Иван Куклев. - В частности, это колония №10, расположенная в поселке Волжский. Там изготавливаются чехлы под наши устройства, часть электроники и собираются корпуса. А электроника должна изготавливаться только квалифицированными специалистами. Скоро мы планируем передать на центральные склады ГУФСИН 100 СКУ и 600 МКУ. Распределение по регионам пойдет уже оттуда. И сколько достанется Самарской области, пока неизвестно. Но мы постараемся обеспечить те уголовно-исполнительные инспекции, которые ближе к предприятию-изготовителю. Так нам проще будет и модернизировать их, и устранять неполадки.
«Алло, гражданин начальник!»
23 декабря на глазах самарских журналистов прошли испытания контролирующих устройств. На мероприятие прибыли представители руководства Федеральной службы исполнения наказаний России. Представителям прессы продемонстрировали устройства и рассказали о их работе.
Со слов разработчиков, составной частью каждого из устройств является браслет со специальным чипом систем GPS и ГЛОНАСС и слотом для сим-карты обычной мобильной связи. Чип настроен на прием информации с навигационных спутников. Каждый такой браслет находится в непрерывной связи с неким подобием приемника-передатчика. У МКУ - это небольшая коробочка, напоминающая мобильный телефон, у СКУ - стационарное устройство, коробка с телефонной трубкой.
При включении устройства поступающий на чип навигационный сигнал со спутника посредством радиосвязи передается в зашифрованном виде приемнику-передатчику. А оттуда через сотового оператора (пока это «Мегафон») поступает на региональный сервер. А уже с этого сервера информация идет на дежурные пульты уголовно-исполнительных инспекций. Там есть мониторы, на которых оператор (если захочет, конечно) может увидеть, где в настоящее время находится тот или иной осужденный к ограничению свободы. В нашей губернии сервер находится в Самаре.
Как на привязи
Системы контроля будут сильно сковывать телодвижения обладателей браслетов. Ведь он, браслет, передает сигналы на СКУ или МКУ с периодичностью от 10 до 20 секунд и постоянно сообщает, где находится человек. Но МКУ может получать сигнал от браслета с расстояния не более пяти метров. А радиус приема СКУ, предназначенного для контроля над человеком, которому запрещено в определенные часы покидать квартиру, регулируется с таким расчетом, чтобы принимать сигнал из любой комнаты.
Есть проблемы и во время водных процедур. Если подконтрольный опустит ногу с браслетом глубоко в ванну, то тот не испортится, так как герметичен. Но если браслет будет находиться глубоко в воде более 10 секунд, то радиосигнал от него на МКУ или СКУ может не пройти, и на пульт уголовно-исполнительной инспекции поступит тревожный сигнал. Дежурный пульта начнет прямо с пульта звонить подконтрольному человеку, дабы узнать, где он находится.
Однако, по словам заместителя директора ФГУП ЦИТОС ФСИН Сергея Беляева, эта сложная система не предназначена для немедленного реагирования на каждое допущенное осужденным нарушение.
Если наблюдаемый покинул территорию, на которой должен находиться, информация об этом записывается. А утром распечатка о месте пребывания «окольцованного» ложится на стол инспектора уголовно-исполнительной инспекции. И тот, на основании полученных данных, может вызвать нарушителя на воспитательную беседу. Сделать это инспектор может прямо с пульта. Звонок нарушителю поступит на приемно-передающее устройство, по которому можно разговаривать, как по телефону.
Позвонить инспектору может и сам осужденный. Причем, делать звонки по этой «рации» осужденный больше никому не может.
Испытали на милиционерах
Непосредственные испытания браслетов проходили в уголовно-исполнительной инспекции №2, расположенной на улице Ворошилова в Тольятти. Там уже установлены пульт новой системы и большой монитор для наблюдения за приговоренными к ограничению свободы.
Сотрудники инспекции надели браслеты на руки испытателям, в роли которых выступили милиционеры. Те прогулялись по улице, а на мониторе было видно, как они перемещаются. Вообще-то, браслеты предполагается носить не на руке, а на ноге. Наверное, чтобы не привлекать к ним внимание окружающих. Внешне они похожи на часы и выполняют функцию радиомаяка.
- Браслет - это плата 4х4 сантиметра, и на ней установлено около 120 микрочипов, - говорит генеральный директор фирмы-производителя электронных систем наблюдения Николай Мартынов.
Как сообщил заместитель директора ФСИН России Владислав Цатуров, система контроля начнет работать в первом квартале 2011 года.
- Определены 30 регионов страны, которые будут обеспечены навигационными системами, - рассказывает Цатуров. - В бюджете на 2011 год заложено 4,5 млрд рублей на их приобретение. Стоимость одной системы колеблется в пределах 115 тысяч рублей. Но в будущем они станут стоить намного дешевле.
Цатуров также отметил, что в перспективе навигационные системы контроля могут применяться к гражданам, которым мерой пресечения избран домашний арест. Для них, собственно, подойдет и стационарное устройство.
А начальник Управления исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, Елена Зарембинская отметила, что в этом году по всей стране к ограничению свободы приговорено 7738 человек.
- Основная масса осужденных - это люди, впервые совершившие преступления, - подчеркивает она.
Выскажи мнение
www.reporter63.ru