Архиепископ Сергий: «Все переменится к лучшему, если мы будем молиться»

Читали 794

Пока продолжают жить духовные ценности, которые хранятся в памяти человека, мы можем говорить о нравственности как основополагающем принципе общественной жизни. Сложность в том, что воспитание нового человека в России осложняется серьезным подрывом гуманистической составляющей, который происходил долгие годы. Сформировать же новое мировоззрение, как и вернуться к «хорошо забытому старому», - задача почти космическая. Но другого пути у нас нет. По крайней мере, так считает архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, с которым незадолго до праздника Светлой Пасхи встретился корреспондент «ВК».

- Святейший Патриарх Кирилл прилагает все усилия, чтобы донести слово Божие до максимального числа людей, особо подчеркивая, что надо идти и к сомневающимся. Почему назрела такая необходимость, и что делается для этого в нашем регионе?
- Его Святейшество делает очень многое, чтобы донести слово Евангельской Истины до самых широких слоев общества. Чрезвычайно показателен в этом плане визит Первосвятителя на Кубу, где вскоре, с одобрения самого Фиделя Кастро, человека, воспитанного на коммунистической идеологии и отстаивавшего ее всю свою жизнь, был построен новый православный храм. Это ли не прямое свидетельство того, что люди во всем мире ищут Бога, а базовые духовные ценности незыблемы. Конечно, нельзя нести в мир Свет Христовой веры избирательно, ведь сказано в Евангелии: «… зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».
У нас в России  многое можно сделать через образовательную сферу. Вопрос преподавания в школах основ православной культуры, который давно обсуждается, слава Богу, сдвинулся с мертвой точки. Уже более 15 лет постепенно расширяется преподавание в школах курсов православной культуры, других религий, и сейчас на самом высоком уровне приняты решения, открывающие перспективы для свободного развития этой практики. В конечном итоге, это в интересах всех народов России, государства в целом. Духовный кризис не действует избирательно на какой-то один народ или народы, поэтому он и осознается руководством страны и лидерами традиционных конфессий  как серьезная угроза национальной безопасности.
На современном этапе речь уже не идет о каком-то одном учебном предмете, а о целой их группе (включающей, кстати,  и нерелигиозную этику), которая называется «Духовно-нравственная культура». Название может быть и изменено, по крайней мере, в Европе чаще используют название «Религия и этика». Главное, что все эти предметы направлены на духовно-нравственное воспитание ребенка - с учетом мировоззренческих и культурных особенностей его семьи. Это и естественно: в стране развивается общее гражданское воспитание школьников как граждан единой России, но наряду с этим школа должна давать возможность приобщения детей к духовно-нравственным традициям, принятым в их семьях. Никто, надеюсь, не против, чтобы дети росли добрыми, честными, нравственными, ответственными, уважали культурные особенности своего и других народов, традиционные религии. Но достичь этого нельзя без обращения к духовным ценностям и традиционной морали. Поэтому необходимо создать условия для приобщения школьников к духовно-нравственным традициям, принятым у народов России - башкир, бурят, евреев, русских, татар... И как сказал в одном из своих выступлений Святейший Патриарх Кирилл, «мы обеспокоены нравственным климатом в школах, формирующих личность человека, его представления о добре и зле. Именно это является предметом нашей заботы, а не лоббирование какого-то отдельного предмета школьной программы, как часто пытаются представить».
Сфера образования призвана донести до людей слово Божие, осмыслить ход истории, затронуть те важные религиозно – философские вопросы, которые на данном этапе волнуют общество. Исторически мы унаследовали от Византии великий принцип соборности, созвучный с укладом нашей жизни. Нам необходимо к нему вернуться, чтобы не произрастали на почве невежества секты и псевдокульты, захватившие ту нишу, которая должна быть заполнена православным мировоззрением.
Подсознательно религиозные чувства присущи каждому человеку: в трудные моменты мы всегда обращаемся к Богу. И следует объяснить обществу, что такое вероисповедание. У нас в Самарском регионе этот процесс получил развитие прежде всего в университетской среде. Открыты две межвузовские кафедры, которые помогают донести до студентов гуманистические принципы религии.  Более 20 священнослужителей на университетской базе читают общеобразовательные лекции, помогающие молодому поколению осмыслить  мировое значение Христианства. Византийская  цивилизация, в которой мы состоялись как государство, сформировала мировоззрение на основе православной веры. Создалась величайшая культура, шедевры которой стали достоянием всего мирового сообщества, это и преподобный Андрей Рублев, его знаменитая «Троица», и Александр  Иванов «Явление Христа народу», и Федор Михайлович Достоевский, который выразил суть религии словами: «Отнимите у людей веру, и тогда можно оправдать любое преступление»: это как раз то, что происходит сегодня с нашим обществом.
- Быть может, проблема и в том, что  люди утрачивают такое бесценное свойство, как душевность, которая всегда была коренной особенностью русского характера. Ведь еще апостол Павел сказал: «Что проку, если ты научился говорить языками человеческими и ангельскими, а любви не обрел»?
- В самом деле, так. Вдруг, в одночасье, мы  утратили широту души и жертвенную любовь, которой всегда поражался рациональный Запад. Мы наблюдаем вокруг себя озлобленность, нетерпимость, презрительное отношение к ближнему. Христианство призывает изменить не законы, а самого человека, его внутренний мир, чтобы его «Я» в нем самом понимало собственную его ответственность перед Богом, совестью и обществом. В христианском понимании любовь трактуется  как божественное состояние. Библией нам предначертано  проявлять любовь безоговорочно ко всем живым существам и не платить за зло злом. Но такого человека надо еще воспитать! Каким образом? Прежде всего, заложив в основу его личности нравственные принципы. Это касается всех отношений между людьми, и начинать следует с семьи, в которой нарушился сам принцип иерархии  «родители – дети». У неверующих родителей отсутствует глубинное отношение к ребенку, они утратили это высокое чувство вместе с верой. Рушатся браки, ибо люди не понимают сущности семьи как «малой Церкви».
Сейчас пары приходят развенчиваться, не осознавая, что, надев в таинстве венчания венцы, они приняли путь жертвенной любви, и уже не могут навязывать свою волю другому человеку.
Утратив любовь, люди потеряли душу, и оказались в плену зла. Достоевский глубоко сказал: «Поле борьбы – сердце человеческое, где дьявол борется с богом». Куда склонится человек?
Православная аскетика  призывает преодолевать искушения, чтобы сохранить цельность человека, но это происходит и действием Божественной благодати, которая присутствует в Церкви. Если человек не почувствовал Бога в своем сердце, он никогда не поймет этого, каким бы философским умом не обладал.
- Как вы считаете, будут ли примеры благотворительности способствовать оздоровлению общества и формированию духовных ценностей?
- Совсем недавно журнал «Форбс» опубликовал данные о том, что в период кризиса в России  миллиардеров стало больше на 100 человек. Из чего слагаются эти средства, в то время когда встают заводы, растет безработица, в стране никак не сформируется средний класс? У одних нет денег на элементарные нужды, а другие утопают в роскоши. Не может быть такого контраста в традиционном обществе, сравнительно недавно перешедшем в новую экономическую формацию.
Конечно, эти вопросы волнуют простого человека, и верующие спрашивают меня об этом. Поразительно, что обеспеченные люди не изъявляют желания участвовать в акциях милосердия. Это горечью отзывается в сердце, как и то, что сегодняшние меценаты  не обладают высоким сознанием, в отличие от дореволюционных доброхотов, воспитанных на евангельских началах. А ведь проблем в  нынешнем обществе не меньше, а может быть, и больше, чем тогда. В Самарской области, безусловно, такие люди есть - помогают, делают пожертвования,  но их не так много.  В качестве примера  можно привести ОАО « Волгапромгаз», который содержит епархиальный музей, вошедший в каталог культурных учреждений области. Он открыт для студентов и школьников, а  это немаловажно для просветительской работы.  Еще один отрадный факт:  предприниматель Юрий  Савельев недавно построил в Кинеле прекрасный храм в честь Георгия Победоносца, ставший украшением небольшого провинциального городка. Я думаю, чем больше будет людей, с пониманием относящихся к проблемам нашего общества, тем сильнее мы будем противостоять негативным явлениям.
Необходимо помогать и руководителям регионов и муниципалитетов, им трудно, львиная доля налогов уходит в Москву, провинция ослабевает, а это очень плохо для государственной целостности. Именно так пала Византия.
Вообще человек воспитан материалистом, но дух в нем первичен. Из этого понимания складывается мировоззрение, на котором стоит наша вера. Только традиционные ценности способны воспитать духовную личность, и, следовательно, необходимо активное просвещение людей через систему образования. Тогда и будут обустраиваться души русских людей, цельным станет общество. Святой праведный Иоанн Кронштадский провидел: не экономическая составляющая, и не политика изменит общество. Все переменится к лучшему, когда русский человек начнет молиться. Я думаю, сегодня пришло это время.
Источник: "Волжская Коммуна"

 

Новости

Назад. 03 апреля 2010 Вперед.
Архиепископ Сергий: «Все переменится к лучшему, если мы будем молиться»