В Шенталинском районе самодеятельное творчество на высоком уровне

Читали 2416

Четырла – самое большое чувашское село Шенталинского района (здесь живет почти 800 человек) и одно из старейших сел области. Самодеятельное творчество здесь тоже появилось очень давно. Уже 30 лет существует детский народный фольклорный ансамбль «Салкус», а «взрослый» фольклорный ансамбль «Мерчень» основан еще в 1963 году. Это еще не все - в селе есть даже самодеятельный театр «Тарават». Но руководит всеми этими коллективами один человек - директор местного СДК Анатолий Мрясов.

Руководителем ансамбля «Салкус» Анатолий Мрясов стал в 1991 году, вернувшись из армии. В этом не было ничего удивительного, ведь в детстве он сам был одним из его активных участников. Детей для «Родника» (так переводится название ансамбля) Анатолий Васильевич готовит буквально с ясель – по совместительству он еще и музрук в местном детском саду. В ансамбле сейчас 18 участников и две группы – старшая и младшая.

Сейчас со словами «народная песня» все чаще связывают упрощенно-эстрадные обработки. Часто при таком подходе чувашские, татарские и русские народные песни отличаются только языком, на котором они исполняются, мелодии же и тематика оказываются практически идентичны. Мрясов старается не идти по этому пути, знакомя детей с исконными, действительно народными песнями, благо, в Четырле еще есть бабушки, которые их помнят.

«Исполнять корневые чувашские песни очень непросто, - рассказывает он. -

У чувашей ведь исконный строй – пентатоника, как у китайцев. Песни раньше исполняли а капелла, гармошек не было. Правда, были другие инструменты, на которых теперь мало кто умеет играть: гусли, скрипка, шобыр - это такой пузырь, инструмент, похожий на волынку. Люди нигде не учились, а играли лучше многих нынешних. Я и сам, когда учился, нот не знал, отец у меня играл, бабушка играла, от них и научился... Исконные песни все связаны с обрядами, поэтому мы их не просто поем, а ставим обряд. Методик осуществления таких постановок мало, все приходится придумывать самим. Делали мы, например, обряд «Удюк», посвященный дождю или обряд закладки колодца...»

Участие в ансамбле для детей не проходит даром. Уже пятеро из них пошли по стопам руководителя, решив связать дальнейшую жизнь с народной песней. В составе ансамбля «Шевле» Самарского социально-педагогического колледжа, недавно с триумфом возвратившегося с фестиваля «Хрустальная пирамида» во Франции, есть и выходцы из четырловского «Салкуса».

Взрослый ансамбль существует в селе с 1963 года, но, по словам Анатолия Мрясова, название его несколько раз менялось. Иногда участники коллектива и вовсе не задумывались о том, как они «называются». Зачем - для себя же все делается, не для денег. Год назад состав ансамбля сильно обновился, пришло много молодых, и они захотели поменять и название. Так появился «Мерчень» («Жемчужина»). Руководителем опять позвали Мрясова. «А что делать, нет у нас аккомпаниаторов больше», - объясняет он и переключается на рассказ о действующих участниках. - Мне за ними не нужно бегать, собирать их на репетиции. Они сами приходят. Значит, коллектив хороший. Хотя, конечно, с взрослыми работать сложнее, ведь у них дела, хозяйство. У меня тоже времени не так уж много, ведь у нас ведь еще и театр есть».

Театр «Тарават» («Гостеприимный») тоже существует давно и тоже не всегда имел имя. Зато спектакли в былые времена ставили даже по три в год. «Наверное, столько успевали. потому что телевизоров не было, – шутит Анатолий Васильевич. – Сейчас делаем только по спектаклю в год. Ставим на чувашском. В основном комедии – жителям нравится».

Новости

В Шенталинском районе самодеятельное творчество на высоком уровне