Глазами репетитора: "Работа с детьми предполагает больше воспитательных аспектов, чем образовательных"

Репетитор Алена Пичугина поделилась, как набиралась опыта, и какими качествами должен обладать преподаватель. Также рассказала о том, что помогает заинтересовать учеников во время занятий.

Фото:

С детства гнала от себя мысль быть учителем и думаю, что никогда не пойду в школу, так как не чувствую в себе особого дара, несмотря на то, что училась этому в университете. У некоторых людей есть врождённые способности, они без специального образования могут грамотно подать материал, чтобы он дошёл до обучаемого. Мне же какие-то навыки пришли с опытом. В начале было трудно, ведь к каждому ученику нужно находить особый подход.

Брала все заявки, за небольшую плату, за счет этого набиралась опыта.

Мой путь в сфере репетиторства начался с преподавания английского языка для младших школьников. Находила учеников на таких сайтах, как "Profi.ru" и "Repetit.ru". Брала все заявки, за небольшую плату, за счет этого набиралась опыта. Смогла выработать стиль преподавания, основанный на личностном подходе. Я думаю, репетитор должен знать основы психологии и педагогики. Помимо этих знаний и умений, важно добавить личностные качества, такие как терпеливость, спокойствие, любовь к своему делу, любовь к людям, ответственность, человечность, а также практичность и жесткость. Что касается твердости, так даже с самым добрым и открытым преподавателем без жёсткой руки ученики начнут терять интерес и уважение.

В этом году позволила себе взять учеников по предмету "литература", а также по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Мне казалось, с детьми будет проще. В процессе поняла, что работа с ними предполагает больше воспитательных аспектов, чем образовательных. С подростками работать в плане дисциплины легче, они уже сами знают чего хотят и осознанно приходят учиться. С младшими ребятами, также можно найти общий язык и в игровой форме чему-то научить, но часто ребёнку не нужен предмет или он не настроен серьёзно заниматься.

Среди 30 детей на уроке найдутся 20 незаинтересованных.

Подходы бывают разные. Мягкие, когда учитель пытается заинтересовать, рассказывать интересные факты, проводить игры, показывать видеоматериалы, но этого зачастую бывает мало. Существуют также требовательные подходы, когда учитель своим авторитетом подавляет общее настроение иногда с помощью повышенного тона голоса, иногда с помощью плохих оценок и внезапных контрольных. В своей практике я стараюсь совмещать оба подхода.

Все ученики опять же разные. Кто-то самодисциплинирован, и нужды применять особый подход нет. Однако я стараюсь структурировать то, что хочу донести, чтобы не уйти в пространные рассуждения и не запутать ученика этим. Были и такие, кто быстро наглел от мягкого подхода и совершенно выходил из-под контроля, приходилось быть жёстче, давать какие-то самостоятельные задания, задавать наводящие вопросы, чтобы сфокусировать внимание ученика на теме и т. д. Честно говоря, со вторым подходом у меня все-таки есть проблемы. Не всегда получается приструнить или направить, особенно если это дошкольник или младший школьник. Здесь уже должны подключаться и родители, которые помогают прививать ребёнку чувство ответственности.

Версия для печати