Столицу Мордовии на федеральном уровне ставят в пример всему Поволжью - мол, глядите, как бывает. Говорят, все тепловые и водопроводные сети здесь заменены на современные, тарифы на услуги ЖКХ - низкие, а сам город - чистый. «Да не может этого быть!» - воскликнул наш редактор и отправил «Репортера» в коммунальный рай, чтобы проверить, действительно ли все обстоит так, как пишут в газетах и показывают по ТВ.
В центре
Саранск встретил «Репортера» прохладной погодой и стерильной чистотой на улицах. В центре города, как мы ни старались, так и не смогли найти ни привычных для осенней Самары траншей, ни рабочих, меняющих трубы на теплотрассе. Нет и людей в спецовках, второпях латающих провалившийся после опрессовки теплосетей асфальт. Как позже выяснилось, в Саранске заменили почти все тепловые и водопроводные сети.
Центральные улицы действительно впечатляют - найти здесь хотя бы одно ветхое или аварийное здание нереально. Горожане рассказывают, что город начал заметно преображаться с 2006 года, когда было принято решение отмечать 1000-летие единения Мордовии с народами России. К эпохальному празднованию готовились на совесть: несколько строений блестят до неприличия свежей краской - здание Мордовского государственного университета им. Огарева, государственный театр оперы и балета. Да и обычные жилые - все в идеальном состоянии.
И знаете, так вдруг захотелось, чтобы в Самаре археологи тоже что-нибудь нашли - такое древнее-предревнее, чтобы лет тысячи на полторы «потянуло». Глядишь, и у нас генеральный марафет навели бы...
На окраинах
Но центр - это еще не весь город. Поэтому «Репортер» отправился на окраины Саранска. В спальных районах - все как и у нас: есть и хрущевки, и «панельки» 1970-х, и новостройки, и старый частный сектор. Состояние домов, конечно, далеко от идеального, но все равно - чистенько и аккуратненько. Здесь «Репортер» встретился с председателем одного из местных товариществ собственников жилья (ТСЖ) Вячеславом Удовица. Разговорились...
Оказалось, что в микрорайоне «Юго-запад» их ТСЖ было образовано одним из первых в городе, еще в начале 2000-х годов. В ведомстве товарищества находится один панельный многоэтажный дом. «Приходите к нам - я вам все покажу и расскажу!» - пригласил нас коммунальный «старожил».
И вот в 9.00 мы на рабочем месте главы ТСЖ. Вячеслав Иванович уже час «сидит» на телефоне и принимает заявки на устранение неполадок от жителей дома. И пока ему не до нас, «Репортер» прогулялся по ближайшим дворам. Тротуары, несмотря на ранний час, сияли чистотой: дворники уже подмели улицы и внутриквартальные дороги. Как мы выяснили, дворник в Саранске закреплен за каждым домом. А прохожие, удивляясь нашим вопросам, раскрывали «секрет» местной чистоты: «Стараемся сами не мусорить».
Во дворах увидели сразу несколько обустроенных детских площадок и аккуратных парковок. Но установлены они здесь вовсе не стараниями городских властей, а силами самих жильцов: саранцы скидываются на благоустройство территорий рядом с многоквартирными домами. Причем, делают это добровольно.
Обходятся без УК
Тем временем руководитель ТСЖ аккуратно записал в книгу все жалобы на неисправности в доме и уделил нам внимание.
- Работой этой начал заниматься в 2002 году, - говорит Удовица. - Тогда никто не хотел брать на себя эти обязанности, но дом-то не может существовать сам по себе. И поначалу пришлось даже ездить в Пензу, где ТСЖ появились раньше, - перенимать опыт управления жильем.
Кстати, ТСЖ, которым руководит Вячеслав Иванович, не работает с управляющими компаниями. Вместо этого они напрямую сотрудничают с ресурсоснабжающими организациями. И таких ТСЖ в Саранске - множество.
Нежелание работать с управляющими компаниями Вячеслав Иванович объясняет тем, что там сидят преимущественно коммерсанты.
- У них большой штат сотрудников, а тарифы у нас в Мордовии низкие, - объясняет Удовица. - Ну вот выплатят они зарплату своим сотрудникам, а на содержание дома ничего и не остается. Поэтому люди и не хотят сотрудничать с УК - нечего нахлебников кормить.
В скромном же штате его ТСЖ, помимо председателя, работают три слесаря и специалист по делопроизводству.
Не без паршивой овцы
Сами жители состоянием «коммуналки» довольны. Впрочем, как и невысокими тарифами на услуги ЖКХ. Например, за обычную 3-комнатную «хрущевку» без учета отопления и света саранцы платят около 2200 рублей. За отопление жители платят только в холодные месяцы.
Кроме того, как рассказал Вячеслав Удовица, дома в Саранске оборудованы счетчиками на отопление, поэтому в октябре счет за тепло может быть гораздо ниже установленного тарифа (2,4 рубля за квадратный метр), а вот в январе сумма может повыситься.
В свою очередь, невысокие тарифы приводят к тому, что люди предпочитают не копить долги и платить по счетам вовремя.
- Но и в нашем «стаде» тоже не без паршивой овцы: максимальный долг в доме составляет около 30 тысяч рублей, - признается Вячеслав. - Причем, за услуги не платят, как ни странно, весьма состоятельные люди.
И вдруг (вот она, сила провидения!) из подъезда появляется семья злостных неплательщиков. Но узнать у них, почему забывают оплачивать коммунальные услуги, «Репортеру» не удалось. Молодая и с виду интеллигентная женщина послала нас куда подальше. И мы поехали домой, в Самару. А Вячеслав Иванович извинился за свою соседку: «Такое поведение для Саранска (имею в виду и общение с людьми, и нежелание оплачивать квартплату вовремя) - исключение из правил».
Исключение из правил
«Репортер» выяснил, почему в Саранске так чисто на улицах, ТСЖ не работают с УК, а саранцы вовремя оплачивают «коммуналку»