- Саранск - один из городов ПФО, где в сфере ЖКХ удалось навести порядок. Как вы этого добились?
- Это результат долгой и активной работы горожан - начиная с главы города и заканчивая простыми рабочими. Многие на первое место ставят деньги. Не спорю, без них тоже никуда, но их надо расходовать с умом. В городе никогда не было шальных денег, поэтому подход к ним всегда был очень разумным.
Действительно, в Саранске стало уютней и удобнее жить, но вопросы, стоящие перед нами, типичны: надо решать проблемы с ремонтом домов, благоустройством городских территорий, в том числе и дворовых. Сегодня очень остро стоит проблема управления жилищным фондом.
На мой взгляд, на примере Саранска можно наблюдать «эволюцию собственника». Четыре года назад это были совершенно другие люди. Во-первых, мы сломали барьер в общении между чиновником и собственником: выслушиваем проблемы людей и на их основе корректируем наши планы. Каждый из руководителей районных администраций, равно как и глава города, регулярно общаются с населением.
Во-вторых, у нас создан неформальный институт уполномоченных лиц собственников. Это молодые активные люди, которые знают, что и когда надо делать, чтобы решить проблему. Сейчас мы совместно обсуждаем реанимацию жилфонда. В Саранске, в основном, - многоквартирные дома (МКД), построенные в 1960-е годы, их износ составляет от 30% до 65%. Но это - не ветхий фонд, а жилье, которое можно отремонтировать, и оно еще долго будет служить.
- А где возьмете деньги на его ремонт?
- Этот вопрос обсуждается на всех уровнях. В скором времени примем решение об обязательных платежах за капитальный ремонт МКД, это станет основой. Создается фонд на республиканском уровне, малоимущим гражданам будет оказываться финансовая помощь и т.д.
- Сколько УК работает в Саранске?
- Их сорок две. Конечно, есть УК, к деятельности которых много претензий, но у нас, в принципе, люди со своими проблемами идут в администрацию, а не в УК. Не скажу, что это хорошо. Ведь это показатель плохой работы УК. Над этой проблемой мы сейчас плотно работаем. С другой стороны, если люди идут за помощью к власти, значит, ей верят. Мы тесно взаимодействуем со всеми структурами в республике, у нас нет межэлитных конфликтов. Наверное, в этом секрет успеха.
- Вы сталкиваетесь с проблемой долгов населения перед УК?
- У нас неплохая платежная дисциплина: около 98% населения исправно оплачивает коммунальные услуги, так что долги составляют чуть более 2%. К тому же в городе работает автоматическая система распределения платежей, при которой все деньги населения уходят по назначению. Так что всем все понятно. Плохо платят в общежитиях, там низкое качество проживания, расход коммунальных услуг бесконтрольный и как следствие - счета на оплату астрономические. В общем, есть над чем работать.
Установка общедомовых счетчиков в Саранске закончилась еще в 2010 году. В городе 1872 дома с центральным отоплением, и в каждом стоят приборы учета тепла, холодного и горячего водоснабжения, электроэнергии
64% квартир Саранска оборудованы индивидуальными счетчиками холодной и горячей воды, около 12% - на газ, 88% - на электроэнергию. В муниципальные квартиры, которых в городе около 24%, приборы учета установили за счет бюджета
2300 руб. в среднем платит саранская семья из трех человек, проживающая в «хрущевке» площадью 54 кв. м
«На примере Саранска можно наблюдать «эволюцию собственника»
Как столице Мордовии удалось стать одним из самых благоустроенных городов Приволжского федерального округа, «Репортеру» рассказал начальник управления по вопросам городского хозяйства администрации Саранска Александр Голянин.