Уже несколько дней в Самаре обсуждают массовый «исход» врачей из отделения детской реанимации и интенсивной терапии кардиоцентра. Медики предупреждают, что теперь оперировать младенцев будут реже. Руководство диспансера опровергает эту информацию. В министерстве здравоохранения Самарской области обещают провести административное расследование этого случая.
Нужны профессиональные медсестры
12 сентября сразу шесть человек написали заявление с просьбой снять с них нагрузку в полставки. Проще говоря, врачи отказались от дополнительной работы. Администрация попыталась сгладить ситуацию, обещая врачам, что с октября денег будет больше. В обещания поверили не все. Через неделю три врача написали заявления об увольнении.
- У нас такая текучка кадров, что в последние месяцы мы не успеваем обучать медсестер, - рассказывает врач-анестезиолог-реаниматолог Андрей Гурьев. - А мы ведь спасаем жизни новорожденных детей. Нам нужны квалифицированные, специально обученные медсестры: они делают инъекции и системы крохам. Здесь необходимо строго рассчитывать дозу и следить за качеством проведенной процедуры.
Другой врач-анестезиолог-реаниматолог Петр Тощев, остановил медсестру, которая по незнанию или недосмотру чуть не сделала ребенку опасный для жизни укол.
- И я не могу ее ругать: она к тому моменту на посту была уже 16 часов! - говорит Петр. - А бывает, что медсестра отработала день и осталась в ночь. И еще она элементарно не успела набраться опыта. Вот и представьте, в каком напряжении находятся и она сама, и врач.
- Раньше я, отработав день и оставаясь на ночь, мог вздремнуть, поручив наблюдение медсестре, - говорит Андрей Гурьев. - В последние три года врачи пашут сутками напролет без отдыха, потому что оставить маленьких пациентов на медсестру страшновато. Случись что - на кону жизнь новорожденного ребенка. Мы не хотим быть врачами-убийцами!
« Люди не чувствуют, что их труд ценится»
Сам Гурьев в кардиологическом диспансере с 2005 года - именно тогда отделение детской реанимации и интенсивной терапии только начинало работать. Центр сотрудничал с медицинской компанией из США, и зарубежные специалисты обучали наших врачей и медсестер.
- До открытия отделения всего считанное количество детей с врожденным пороком сердца доживало до отправки в московскую клинику, - говорит Гурьев. - В нашем деле счет порой идет на дни и часы. Заработало отделение - мы спасли немало жизней. Были специально обученные медсестры. Кто не знает, быть медсестрой в реанимации - это не одно и то же, что в терапии таблетки разносить. Врачи научились делать сложные операции. Я, например, не педиатр, но работаю с новорожденными. У нас в отделении не было текучки кадров. Ну, уйдет один человек раз в два года, так приходил другой, которого мы обучали. Теперь это физически невозможно, мы не успеваем...
Три года назад сотрудничество кардиоцентра с американской компаний закончилось. Начались финансовые проблемы. Деньги за проведенные операции стали поступать врачам с опозданием в несколько месяцев. Получалось, что они работали в долг. Из-за перебоев с зарплатой медсестры, обученные американцами, стали уходить. Вместо них на вахту встали студенты или медсестры, только что окончившие медучилище. Одна из них - Розалина Шарифкулова.
- Я пришла в отделение два года назад, - рассказывает девушка. - Поначалу платили около восемь тысяч, но в конце 2011 года объявили о модернизации системы оплаты труда. Дескать, не будет премий, но сама зарплата будет выше на 15%. В 2012 году я получала всего шесть тысяч, перестали учитывать праздничные дни. Отпускные вместо 20 тысяч выдали 15. Мы работаем по 16 часов, всегда на ногах, ведь именно медсестра выполняет все назначения, которые делает врач. Девочки сбегают через месяц-другой. Недавно встретила одну из медсестер. Она в месяц получала три тысячи рублей, работая на полторы ставки. Люди не чувствуют, что их труд ценится, вот и бегут.
В общем, медики объявили бойкот невысоким зарплатам и сложным условиям труда. Андрей Гурьев и Петр Тощев сейчас активно выступают в СМИ, пытаясь привлечь внимание к проблеме.
- В отделении сейчас осталось пять врачей, - говорит Тощев. - Они профессионалы, но они не всесильны. В детской реанимации нужны совместные действия нескольких специалистов. Всю весну мы ожидали выплат, обещанных после перехода на новые тарифы. Не дождались. Еще нас поставили в известность, что не выполняем план по операциям! То есть мы должны планировать количество детей, поступивших к нам в отделение?!
Увольнения на работе диспансера не скажутся
Чем грозит маленьким пациентам увольнение трех специалистов? Смогут ли в клинике и дальше спасать малышей с врожденным пороком сердца?
- Снизится количество операций, - говорит Андрей Гурьев. - Вместо 2-3 в день будут делать одну. Работа будет держаться на энтузиазме, люди будут жить в больнице, уставать, не досыпать.
Между тем, руководство областного министерства здравоохранения уверяет, что врачи сильно сгущают краски. Главный врач областного кардиологического диспансера Сергей Хохлунов обещает, что ни в экстренной, ни в плановой помощи не откажут никому.
- У нас есть все для качественной работы: хорошо оснащенное отделение детской кардиологии на 20 коек, квалифицированный медперсонал, большинство сотрудников - настоящие подвижники своего дела, - говорит Хохлунов. - Место ушедших займут специалисты из других лечебных учреждений области. С подготовкой и подбором кадров поможет и кафедра Самарского медицинского университета, которая работает на базе кардиоцентра. Увольнение троих сотрудников не отразится на качестве оказания медицинской помощи детям в отделении детской реанимации и интенсивной терапии.
Андрей Гурьев так прокомментировал заявление главврача:
- В отделении, безусловно, остались профессионалы, готовые обучать новых сотрудников. Только на это нужно много времени, ведь приходят люди, не имеющие никакого опыта работы в таком специфическом отделении. И нет гарантии, что новенькие выдержат нагрузку и маленькую зарплату. Ставка врача - 4,5 тысячи. Мой средний заработок составляет 25-27 тысяч рублей.
Прямая речь
Сергей Кузнецов, заместитель министра здравоохранения Самарской области:
- Заработная плата медицинского персонала состоит из оклада, различных надбавок и доплат, а также стимулирующей выплаты за интенсивность и напряженность в работе. Средняя зарплата врача Самарского клинического кардиологического диспансера за первое полугодие 2012 года составила более 40 тысяч рублей, медицинской сестры - почти 20 тысяч. Подчеркну, что это средние цифры. В каждом конкретном случае доход зависит от того, как и где работает человек.
«Не хотим быть врачами-убийцами!»
Из областного кардиологического диспансера увольняются опытные сотрудники. По их словам, к этому их вынуждают невыносимые условия работы и маленькая зарплата