«Живем, как на нефтебазе!»

Жители Сызрани, на чьих участках бьют родники из солярки, всерьез опасаются за свою жизнь

А это рабочие, которые пытаются очистить участок
Фото:

Впервые дизельное топливо вышло из-под земли и залило дворы и подвалы сызранцев прошлой весной. И вот ситуация повторилась. Также солярка попала в Волгу. Однако масштабы бедствия теперь не чета прошлогодним - в Сызрани объявили режим ЧС. Эксперты назвали виновником бывшее локомотивное депо, откуда нефтепродукты, десятилетиями просачиваясь в грунт, собирались в подземные озера, переполнили их и вышли наружу. Железнодорожники уже отселили четыре дома из зоны загрязнения и выкачивают солярку из-под земли. Жители окрестных домов продолжают жить «как на нефтебазе».

«Капусту сажал в том месте, где сейчас лужа солярки»
Экологическая катастрофа произошла недалеко от центра Сызрани - в Партизанском овраге. Проходит он по естественной, довольно глубокой ложбине, спускающейся от железнодорожной магистрали к Волге. Когда-то на дне оврага тек питаемый родниками ручей.
- Чистейшая вода была, - ностальгирует житель дома №67 Сергей Аниськин, участок которого находится на дне буерака и разделяется тем самым ручьем пополам. - Я капусту сажал в том месте, где сейчас лужа солярки.
Беда обрушилась на этот уголок весной прошлого года, когда во дворе дома №46А на ул. Партизанской, что пересекает овраг, из-под земли вдруг стала выступать воняющая соляркой жидкость. «Репортер» тогда приезжал подивиться на этот «источник». Хозяйка дома, пенсионерка Нина Малимонова, рассказывала, что горючее уничтожило половину их огорода. Владельцы участка пожаловались в администрацию города.
Дабы выяснить, что за жидкость сочится из-под земли и откуда она берется, чиновники обратились в Росприроднадзор. Там выяснили, что на поверхность вместе с грунтовыми водами выходит загрязненное дизельное топливо. В акте проверки от 27 июля 2011 года указано, что единственным возможным виновником является бывшее локомотивное депо «ТЧ-Сызрань», находящееся метрах в ста от оврага.
- Загрязнение грунтовых вод могло произойти из-за нарушения техники эксплуатации в депо, - сообщил мэр Сызрани Виктор Хлыстов. - Там должны были использоваться специальные уловители нефтепродуктов, но их не было. В результате под землей за 30-40 лет образовались так называемые «нефтяные линзы».
В связи с тем, что к проблеме оказалась причастна железная дорога, в сентябре к проверке подключилась Сызранская транспортная прокуратура.
- Дизельное топливо могло оставаться под землей еще много лет, но в последние годы грунтовые воды изменили свое направление и стали вытеснять солярку на поверхность, - рассказала «Репортеру» помощник Сызранского транспортного прокурора Анастасия Плетнева.
Куйбышевская железная дорога, в свою очередь, в августе заключила договор на геофизические исследования по определению источника и масштабов загрязнения почвы и грунтовых вод с центром экологической безопасности «Новитек», которое и установило местонахождение «линз».
 
Зимняя спячка
Какие действия предпринимали чиновники разных ведомств осенью и зимой, история умалчивает. Но, по словам жителей Партизанского оврага, до весны никаких работ по ликвидации родника из нефтепродуктов не проводилось.
А уже в марте маслянистая жидкость стала затапливать участки и подвалы в четырех домах (№№ 46, 46А, 43А и 50) на ул. Партизанской, протекла в Волгу. Одним из первых это заметил Сергей Аниськин, когда пришел на берег реки.
- В месте, куда из их оврага стекал ручей, увидел большую полынью, залитую мазутом или еще чем-то. Нефтепродукт был настолько густой, что камень кидаешь, а он тонет медленно, как будто упал в студень.
Чтобы напомнить чиновникам о своей проблеме, в апреле несколько жителей Партизанского оврага пришли в горадминистрацию. Ходоки попали как раз на совещание с участием представителей железной дороги.
- Лично я говорил про озеро солярки, занявшее половину моего участка, - говорит Сергей Аниськин. - В комнатах запах - как на нефтебазе. А летом вообще дышать нечем. Мэр города Виктор Хлыстов тогда сказал, что они все решат. Железнодорожники пообещали откачать солярку, провести дезактивации нефтепродукта на почве. И уже после всех работ комиссия должна решить - можно проживать тут или нет. А еще всех озадачил по загрязнение Волги. В прошлом году люди купались, а солярка протекала. Мы жаловались в разные инстанции, но реакции не увидели. И на совещании я спросил: «А что, город у нас второй год подряд купаться в солярке будет?» Ответом мне была тишина.
После того совещания ситуация вскоре сдвинулась с мертвой точки.
- Куйбышевская железная дорога совместно с «Новитеком» провела комплексные исследования, на основании которых разработана программа очистки земельных участков и грунтовых вод, - сообщили «Репортеру» в пресс-службе КбшЖД. - Установлены пять наблюдательных скважин, завершаются работы по изготовлению фильтрующего откачивающего устройства.
В очаге загрязнения рабочие подготовили подъездную площадку, вырыли котлован для концентрации нефтепродукта, установили в нем глубинный насос. Откачанные стоки начали вывозить на станцию «Сызрань», где их очищают на флораторной установке. В МЧС говорят, что для сбора солярки установят дополнительные емкости.
Чтобы солярка не расползалась по Волге, железнодорожники установили на воде рядом с местом слива две линии боновых заграждений, огородив 300 кв. м загрязненной акватории.

«Мы можем сгореть заживо!»
На днях «Репортер» побывал в овраге. Там кипела работа. На некоторых участках снесли заборы для проезда техники, во дворах поставили емкости для сбора маслянистой жидкости.
- Форточку открыть нельзя, еле хожу от этого запаха! - показывая на них, говорит хозяйка дома №39 Любовь Колбина. -  Каждый день давление скачет.
Женщина рассказала нам, что на их улице расселили жителей четырех домов - №№50, 46А, 46 и 43А. Причем в 43-м доме загрязненными грунтовыми водами заполнился весь подвал, и люди, уходя, даже не взяли вещи - так сильно они пропитались специфическим запахом.
- Тяжелая техника постоянно снует туда-сюда с утра и до вечера, - подключилась к разговору жительница дома №41 Ирина Кочененко. - Солярку откачивают из подвала дома №43А. Только опустошат - жидкость снова набирается. Нам сказали, если и у нас солярка появится в домах, то тоже отселят.
- Мы хотим уехать, так как опасаемся за свое здоровье и жизнь! - говорит Любовь Колбина. - Рядом газовые трубы, а воздух буквально пропитан соляркой. При воспламенении все сгорим заживо!
По словам главы города Виктора Хлыстова, в связи со случившимся две недели назад в городе был введен режим ЧС. Он продлится до тех пор, пока ситуация не нормализуется.
- Сейчас по отдельным параметрам допустимое содержание вредных веществ на почве и в воздухе превышено почти в 100 раз, - сообщил он. - По окончании работ будут взяты пробы воздуха и грунта. Если показатели вредных веществ превысят предельно допустимые нормы, то жителей других домов в этом районе придется выселять за счет железной дороги.
На защиту жителей Партизанского оврага также встала Сызранская транспортная прокуратура.
- По результатам проверки мы направили в суд иск с требованием обязать ОАО «РЖД» провести работы по рекультивации загрязненных земельных участков и очистке грунтовых вод, - сообщила Анастасия Плетнева. - Кроме того, мы вынесли в Следственный комитет РФ постановление о направлении материалов проверки по созданию угрозы для людей и окружающей среды должностными лицами железной дороги.

Экологическая катастрофа в цифрах (по данным Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры)
В зону техногенного загрязнения попал 51 жилой дом.
Площадь первой «линзы»: 7300 кв. м, объем загрязненного грунта - 3650 куб. м, объем нефтепродуктов - 110 куб. м.
Площадь второй «линзы»: 4000 кв. м, объем загрязненного грунта - 2000 куб. м, объем нефтепродуктов - 60 куб. м.
Откачано и вывезено 357 куб. м загрязненных грунтовых вод. Из подвала дома №43А — 40 куб. м.
За пределами бонов на Волге наблюдается радужная нефтяная пленка шириной примерно от 5 до 10 м протяженностью около 240 м.

Вот дом, который построил Сергей Аниськин
А это его двор, который затопили загрязненные грунтовые воды
Нефтепродукты растеклись по Волге на сотни квадратных метров

Версия для печати