Уполномоченная по правам человека в Самарской области Ирина Скупова обратилась в губернскую думу с предложением ввести административную ответственность за попрошайничество. По ее мнению, это занятие в большинстве случаев является полукриминальным бизнесом, бесстыдно эксплуатирующим лучшие чувства людей - сострадание и взаимопомощь. Тем временем с попрошайками мы сталкиваемся практически каждый день - на оживленных автомобильных перекрестках, в подземных переходах, у торговых центров. Мужчины и женщины, калеки, пенсионеры и совсем еще юнцы - и в жару, и в морозы они стоят на своих «хлебных» местах и собирают милостыню.
«Я не хочу воровать»
16-летний Геннадий практически каждый день после обеда выкатывает на инвалидной коляске на перекресток улиц Дыбенко и Авроры, чтобы, как он сам признается, «заработать» себе на жизнь.
- Я приехал из Молдавии, добрые люди помогли добраться до Самары, - рассказывает парень, которого мы отвели в сторонку от снующих туда-сюда машин. - Я с детства знаю цену хлебу и всегда жил честно. Работал с малых лет. Когда мне было восемь, упал с дерева и сломал позвоночник. Ходить, конечно, могу, но мне очень трудно это делать. Удобнее передвигаться на коляске.
Гена утверждает, что в Самаре его приютили дальние родственники. Уж не они ли и выгоняют мальчишку на улицу, чтобы за счет подаяний ежедневно пополнять свой семейный бюджет? Пока мы общались с парнем, он ненароком приоткрыл свою нагрудную сумку, чтобы пополнить ее пожертвованными нами за «простой» 50 рублями. Навскидку, там мелкими купюрами и мелочью было никак не меньше тысячи. Тут и на хлеб, и на красную икру хватит. И эту сумму Гена «заработал» всего за несколько часов.
- Ты в курсе, что в России попрошайничество среди несовершеннолетних запрещено? - спрашиваем Гену.
- А что делать? - отвечает парень. - Мне предлагали идти воровать, но я отказался. Лучше буду просить милостыню на улице...
Зарабатывают на сострадании
Практически каждый попрошайка, работающий на улице, - отличный психолог. В этом и заключается его «профессия» - выманивать деньги у окружающих.
- Попрошайничество - это навязанное общение с целью извлечения прибыли, - говорит уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова. - Во многих случаях попрошайки ведут подобный образ жизни не от бедности, а с целью заработка, корыстным образом злоупотребляя доверием и состраданием других граждан. Но, как и любое социальное явление, попрошайничество не бывает однородным. И тут надо понимать, что бабушка, просящая милостыню, - это одно, а попрошайки на перекрестках - совсем другое. Признаться, я сама подаю милостыню у храмов и церквей, хотя и бываю там не часто. В остальных случаях я просто прохожу мимо. Объясню почему: не так давно я видела мужчину на костылях, который подходил к машинам на перекрестке улиц Стара-Загоры и Советской Армии. Как мне рассказали позже, это «инвалид», перед тем как начать свой промысел, сгибает свою здоровую ногу и привязывает к колену деревянный костыль. Мне очень понравился одна фраза по этому поводу: «Подавая деньги, ты плодишь мошенничество». И каждый из нас должен уметь различать, когда он совершает благо, а когда вредит себе и окружающим.
Вместо милостыни - штраф
До 2004 года в уголовном кодексе РФ была статья, определяющая наказание за бродяжничество и попрошайничество. Потом ее отменили, а взамен ничего не ввели. Осталась лишь 151 статья Административного кодекса, предусматривающая штраф за вовлечение в попрошайничество несовершеннолетних.
- Все мы прекрасно знаем, что инвалидов привозят на эти перекрестки на джипах, - уверена уполномоченный по правам человека. - На них же вечером их забирают с выручкой. Судя по внешнему виду так называемых «работников», их содержат в неудовлетворительных, рабских условиях.
Однако за последнее время в Самаре еще ни разу не расследовались дела по фактам такого криминального бизнеса. По словам правоохранителей, в городе неоднократно проводились проверки сообщений об организованных группах попрошаек, но все они оказались ложными.
«Попрошайки, которые выходят на автомобильные дороги, делают это по собственной инициативе. В отношении них мы не имеем права возбуждать уголовные дела», - заявлял как-то высокопоставленный полицейский.
- Одной из возможных мер, направленной на противодействие попрошайничеству, а также иным подобным явлениям, связанным с приставанием к гражданам в общественных местах, может стать внесение дополнений в законодательство Самарской области и установление административной ответственности, - считает Ирина Скупова.
Кстати, сейчас такая практика уже действует в нескольких регионов страны, включая Москву, Свердловскую, Ярославскую, Томскую области, Чувашскую Республику и т.д. В столице, например, за попрошайничество грозит штраф от ста до пятисот рублей.
Подаете ли вы милостыню?
С таким вопросом «Репортер» обратился к известным самарцам
Константин Лисецкий, психолог:
- Подаю и делаю это из чувства стыда за государство. Хотя и знаю, что 99% из тех, кто просит подати, - мошенники. Но эти люди ввиду своей физической неполноценности не могут найти другой работы.
Сергей Войтенко, баянист, продюсер:
- Подаю только бабушкам у церкви. И то, если просящая кажется мне искренней. А вообще я предпочитаю заниматься благотворительностью, организовывая праздники для детей-сирот.
Валерий Гришко, художественный руководитель Самарского академического театра драмы:
- Когда вижу попрошайку, сразу вспоминаю Станиславского. И если какой-нибудь старичок убедит меня в том, что ему действительно нужны деньги, я подам ему за актерский талант.
Олег Докторов, организатор фестиваля «Разумный экстрим»:
- Не подаю, хотя иногда мне бывает их немного жалко. Но лишь немного - представляю, какой физической силой и выносливостью нужно обладать, чтобы и в жару, и под проливным дождем лавировать в плотном потоке машин. С такими данными любой, даже инвалид, может найти себе нормальную работу.
Всю жизнь с протянутой рукой
«Репортер» выяснял, стоит ли подавать милостыню городским попрошайкам