Граффити: искусство или вандализм?

В Самаре могут появиться места, где можно будет совершенно безнаказанно разрисовывать стены

Нужны ли городу настенные надписи и граффити? Этот вопрос в Самаре обсуждается уже давно. За прошедший месяц тема неоднократно звучала в местных СМИ и «живых журналах», а в конце января на заседании «виртуального правительства» Самары мэрия города приняла в работу документ по борьбе с незаконной расклейкой рекламы и граффити, разработанный сообществом блогеров.

Мужичок с молоточком или антигерой?
Граффити имеет множество направлений. В Самаре чаще всего встречаются так называемые «тэггинг» и «бомбинг», которые, по сути, искусством не являются. Чтобы лучше понять смысл нанесения надписей на стенах, стоит обратиться к истории их возникновения.
Современное граффити появилось в США. Уличные группировки использовали тэги для того, чтобы «пометить» свою территорию. К концу 1960-х появились авторские тэги. Смысл этого сводился к тому, чтобы оставить как можно больше своих «подписей» на стенах в максимально возможном количестве мест. Примером тэггинга в Самаре являются надписи граффитчиков «Уби» или «174».
Кстати, в декабре 2011 года одна из работ «Уби» была показана в Тольятти на выставке самарского современного искусства «Самодвижущееся», что вызвало немало споров в арт-кругах. Большая часть критиков отрицательно отозвалась об авторах, хотя куратор выставки Сергей Баландин представлял их в качестве уличного арта.
В то же время молодым граффитчиком заинтересовались городские власти и правоохранительные органы - «художник» исписал своими «автографами» не один десяток фасадов Самары.
Куратор проекта «Культурный альянс» в Самаре Михаил Савченко так ответил мэру города Дмитрию Азарову на вопрос: вандал «Уби» или художник?
- Он тэгер, как «174» и тому подобные. Это скорее экстрим, некая акция. Толковых стрит-авторов мало в Самаре, - заявил он.
- Лично я считаю, что «Уби» - это байронизм в уличном искусстве, радикальный романтизм, художественный аналог теракта, который ждет тебя за углом, - высказывает свое мнение художник, куратор выставки «Самодвижущееся» Сергей Баландин. - Чехов писал, что нужно, чтобы при каждом счастливом человеке стоял мужичок с молоточком, который бы стуком напоминал им, что есть несчастные. «Уби» - это мужичок с молоточком.
- «Уби» - это антигерой года, - не согласен с ним арт-критик, кандидат филологических наук Илья Саморуков. - Это наш провинциальный, уменьшенный в сто раз аналог группы «Война». Это плохое граффити и плохое искусство. Оно неинтересное и некачественное. Но своей назойливостью «Уби» добился того, чтобы о нем говорило самарское общество, интересующееся современным искусством. Это печально. На самом деле мы устали от принципа «пусть и это будет». Пусть лучше этого не будет.

Теория разбитых окон
В Самаре принято считать, что причины мусора и грязи на улицах - неэффективная работа мэрии в сфере благоустройства и низкий уровень культуры горожан. В этом, безусловно, есть доля истины, но есть и другая объективная причина, которую все чаще озвучивают на различных уровнях, - это так называемая «теория разбитых окон».
Ее в 1982 году сформулировали криминалисты Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг в 1982 году. «Преступность - это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям», - так описывал эту теорию канадский социолог Малкольм Гладуэлл.
На Западе проведены десятки исследований этого умозаключения. Самым же ярким примером является опыт нью-йоркского метрополитена. Там в 1980-х царили хаос и беззаконие. Уровень преступности зашкаливал. Замусоренные станции и вагоны были сплошь исписаны тэгами граффитчиков. Новый директор метрополитена первым делом решил бороться именно с граффити, что вызвало в обществе немало недовольства: дескать, займись более важными делами, чем тратить время и наши деньги на эту мелочь. Но Дэвид Ганн (так звали нового директора) был настойчив.
«Граффити - это символ краха системы, - говорил Ганн. - Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма - известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».
Администрация метрополитена начала активную борьбу с надписями, ежедневно закрашивая сотни тэгов - как старых, так и вновь появлявшихся на вагонах и станциях. Эти меры вкупе с борьбой с безбилетниками и нарушителями общественного порядке дали результат. Уровень преступности в метро в 1990-х снизился на 75%!
Эффективная борьба с граффити в Самаре, по мнению специалистов, приведет к снижению загрязненности города и понизит уровень преступности.

Метод кнута и пряника
На состоявшейся недавно встрече мэра Самары Дмитрия Азарова с так называемым «виртуальным правительством», в которое входят наиболее активные блогеры, обсуждалось предложение интернет-пользователей по борьбе с граффити. Были проанализированы правовая база и опыт других городов России в этом вопросе. Речь касалась, в основном, «тэггинга».
Профильные департаменты администрации заявили о том, что работа в этом направлении уже ведется. За прошедший год выписан не один десяток административных протоколов. На удаление надписей с фасадов зданий во время весеннего субботника потрачено около двух млн рублей. Однако количество тэгов на улицах города не уменьшалось...
Было решено вести работу на всех уровнях, в том числе на уровне законодательной власти. Предполагается ужесточение штрафных санкций для граффитчиков и собственников зданий, а также более тщательный поиск правонарушителей, в том числе с помощью социальных сетей и интернета. К слову, некоторые из них уже найдены, и к ним будут применяться соответствующие санкции.
В то же время мэрия готова провести переговоры с сообществом художников о составлении перечня зданий и сооружений, на которых будет разрешено нанесение граффити.
Пока это все только в планах. Составленный блогерами документ одобрен и принят в работу администрацией.

Стрит-арт на благо города
В 2000-х годах во многих странах мира граффити (не тэггинг) начали воспринимать как современное искусство. Работы таких художников, как американца Жана-Мишеля Баския, или британца Бэнкси, сатирические граффити которого критикуют социально-политические процессы в стране и мире, известны по всему миру.
К счастью, и на домах Самары можно встретить не только подписи молодых «райтеров», но и хорошие образцы произведений уличных художников.
Одним из подобных примеров является группа художников «ЧЖНС», которая стала известной уже и за пределами Самары. В прошлом году авторы участвовали в выставке «Искусство против географии», организованной «Культурным альянсом» в рамках IV Московской биеннале современного искусства.
Использование уличного арта в городской среде имеет множество положительных сторон - как эстетических, так и социальных. Граффити уже активно используется в облагораживании фасадов в Перми и других городах.  Самарским властям также под силу направить энергию молодых художников в мирное русло.
Площадкой для реализации творческих идей граффитчиков вполне могут стать спальные районы с вереницей серых типовых «коробок», временные ограждения строительных площадок и другие городские площади, о чем в том числе говорили и на заседании «виртуального правительства». Горадминистрация заявляет о готовности сотрудничать в этом направлении. Осталось только предпринять конкретные шаги.

«Уби» загадил весь город своими «автографами»
Стрит-арт на Западе давно стал неотъемлемой частью городского пейзажа

Версия для печати