В Самаре прошли исторические военные маневры «Ратное дело - 4». Полсотни хлопцев из восьми городов России сполна ощутили трудности, выпадавшие на долю средневековых воинов зимой. Вместе с ними был и «Репортер». Он изменил старому правилу фронтовых корреспондентов никогда не брать в руки оружие.
Праздник холодной стали
В Самару съехались бойцы из исторических клубов Тольятти, Новокуйбышевска, Уфы, Саратова, Рязани, Казани и Москвы. С мечами, боевыми топорами, копьями и доспехами. Впервые участвовали клубы, реконструирующие прусскую пехоту и Золотую Орду. Мероприятие это - закрытое для посторонних, однако «Репортер» умеет проникать туда, куда посторонним ход воспрещен.
«Ратное дело» проводится самарским военно-историческим клубом «Легенда» в четвертый раз. Первый фестиваль с маневрами на пересеченной местности состоялся год назад. Тогда в нем рискнули принять участие только самарские клубы, да и то не в полном составе. Зимняя война предъявляет к людям особые требования. Здесь есть масса нюансов. Доспехи должны быть удобными и надежными, одежда – теплой. Шлем не должен мешать обзору.
Поправка на снег
Сбор участников проходил в конно-историческом клубе «Русская Слобода», располагающимся на Красной Глинке. Около 11 часов утра ребят посадили в «Пазик» с надписью «Дети» на лобовом стекле и повезли на место сечи - в сторону поселка Управленческий.
Обычно битва проходит в лесу, однако зима диктует свои условия. Даже самые рослые участники, сделав пару шагов с дороги, увязали в снегу по пояс.
- Летом все было иначе, - говорит руководитель «Легенды» Алексей Романов. - Команды захватывали вражеские базы и только потом выходили на решающее сражение. На сей раз мы отказались от затяжной тактической игры.
Полигоном, где сражались «красные» и «зеленые», на этот раз стала дорога шириной метров пять-семь, длиной метров в 700 и кромка леса. Любители лыж неплохо знают это место - там, где с «дороги любви» можно свернуть влево и быстро попасть на автостанцию «Красная Глинка».
Главное украшение маневров — конница - сильно поредела. До двух лошадок – Орлика и Купца, на которых перемещались Алексей и его заместитель Максим Соколов. Что поделать — на таком компактном полигоне особо не развернешься.
«Репортер» облачился в доспехи русского ратника времен Александра Невского, вооружился длинным пехотным копьем и усилил отряд «зеленых».
Организаторы постоянно давали различные задания, не давая воинам замерзнуть. Интересно, что за все время, а продолжались маневры часов пять, никто так и не развел для согреву костра. Некогда было.
Штурм
Одним из наиболее запомнившихся заданий стал «вызов подкрепления». Идея такова. В тылу «красных» несколько «зеленых» ждут гонцов, которые должны дать сигнал к участию в большом сражении. До той поры вступать в бой нельзя. Командовать парадом, точнее – резервом, назначили меня.
- Как же мы сможем помочь? – недоумевал один из бойцов. - Нас мало, да и щит у нас один на всех.
Я огляделся. Пять копий на шесть человек и только у одного - Мишки Манина из Новокуйбышевска – щит и топор. А это значит, что нас спасет только ураганный штурм, чтобы лучники не постреляли всех еще на подходе.
Ждать пришлось довольно долго. Наконец, среди веток справа от дороги блеснул шлем гонца Стаса Быкова, а следом мелькнула лисья шапка второго – Фомы Сивиркина. Вот уж кто стал героем маневров! Добрых полкилометра парни пробирались к нам по пояс в снегу, стараясь остаться незамеченными.
Две минуты на то, чтобы отдышаться гонцам, и мы пошли в атаку. На вершине снежного холма, прикрывшись щитами и ощетинившись мечами да копьями, стояли «красные». У подножия – основные силы «зеленых».
Когда мы подошли к холму, наши рванули вверх. Мы старались не отставать. Хотя сильно вязли и барахтались в снегу. А тем временем уже вовсю рубились на мечах первые ряды...
Я немного отстал и увидел, что от строя «красных» отделился лучник с полным колчаном стрел. Он незаметно для других стал спускаться по холму вниз, намереваясь зайти нам в тыл. Оттуда он перебил бы всех нас как котят. Я ударил его копьем… Есть! Наваренный на острие копья стальной пятачок мягко толкнул парня в сугроб. Лучник, потеряв равновесие, завалился на снег. Один готов! Несколько ударов - и еще минус два «красных». И в этот момент наши закричали: «Победа!»
Засада
По пути в лагерь один из иногородних ребят поделился со мной впечатлениями.
- Я даже не думал, что это так круто! - сказал он, широко улыбаясь. – Вот только зимой сложнее, чем летом. Прикинь, мне сейчас банальной физухи не хватает…
Я пожал плечами – физическая подготовка дело наживное. Надо только тренирова…
Не успел договорить, как увидел слева от дороги «красных». Засада! Десятка полтора бойцов, и что самое неприятное – трое лучников. У них было выгодное положение – на холме, под прикрытием деревьев. А намерения – совсем не мирные. Мы были как на ладони. Тропинка, что вела к противнику, могла вместить только одного человека.
- Быстрее! - закричал Стас Быков. - По одному вверх: щитник – копейщик, щитник - копейщик! Шевелись!
Быстро перестроившись, пошли на врага. Оттеснить «красных» удалось лишь на пару шагов назад. Тогда они заняли глухую оборону, воткнув щиты в землю перед собой. Было ужасно тесно. Я повалился боком на снег и стал искать брешь во вражеском строю. Иногда она возникала, и тогда я старался не промахнуться своим копьем.
Через несколько минут мы смяли недруга. Но тут с дороги нас атаковали те, кого мы недавно победили. Снова бой. В нем «погибли» почти все. Но локальная победа опять осталась за нами.
За столом
Тем не менее из десяти сходов (сражений) мы «продули» шесть. Но по большому счету это было неважно. Не корову же проиграли.
Ведь маневры, это, прежде всего, игра в удовольствие. И в основе самой яростной сечи, когда под ударами трещат щиты и проминаются стальные шлемы, лежит чувство уважения к противнику и нежелание нанести ему травму. Так, в самом последнем сходе мы как по команде бросили оружие и с радостными воплями принялись брататься. Это была чистой воды импровизация!
А потом пришел черед званого пира в самой большой избе «Русской Слободы». Покряхтев, мы все-таки разместились за одним столом.
Девушки потчевали горячей гречневой кашей. Надо сказать, она пришлась весьма кстати — мы изрядно продрогли. Украшением стола, заставленного глиняной посудой, стал свежеиспеченный хлеб. Пили квас и медовуху. То и дело раздавались заздравные речи – за маневры, организаторов, гостей… Очередная, пятая, часть «Ратного дела» намечена на конец мая.
В Самаре работает несколько средневековых военно-исторических клубов, занимающихся реконструкцией сражений. Крупнейший из них - «Легенда», воссоздает русскую дружину времен князя Александра Невского. На международном военно-историческом фестивале «Куликово поле» этот клуб дважды – в 2008 и 2009 годах - признавался лучшим.
Кроме русичей в Самаре обитают викинги (клуб «Мъелльнир»), монголы («Достояние»), рыцари Святой Земли («Иерусалим»), европейские пехотинцы («Старый Свет»).