Кручу-верчу, застроить хочу

«Р2 — Ж4» - на таком языке чиновники администрации Самары презентовали жителям проект новых правил землепользования и застройки

Проект правил землепользования и застройки миллионного города всего за три вечера прошел через публичные слушания. Изначально протесты вызывали не только содержание документа, но и организация самих слушаний. Хотя чиновники в итоге и приняли множество предложений граждан, но все же последние, в основной массе, так и не поняли, за что голосовали.

Долгожданный документ
Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) - это основной документ, регулирующий отношения в сфере землеустройства и строительства на территории города. Но в Самаре до сих пор действуют ПЗЗ, принятые в 2001 году. Несмотря на то, что новый генплан Самары, которому ПЗЗ должны соответствовать, был принят еще в 2008 году, проект новых правил завершили только сейчас.
Однако поспешность и секретность, с которой администрация Самары вынесла его на публичные слушания, насторожила общественность. И не напрасно, ведь проект документа был опубликован в спецвыпуске «Самарской газеты», изданном тиражом всего 500 экземпляров и не попавшим ни подписчикам, ни в продажу, ни в библиотеки. Да и график был весьма оригинальным: на протяжении трех дней слушания проводились одновременно по трем районам города, да еще и в рабочее время. Помимо того, вопросы вызывало и содержание ПЗЗ. По мнению общественников, правила в предложенной редакции не обеспечивают сохранность зеленых насаждений в Самаре.

С птичьего на человечий
Несмотря на попытки мэрии скрыть факт проведения публичных слушаний, чтобы «под шумок» принять ПЗЗ, горожане все же проявили активность. На слушания по каждому из районов приходило от 200 до 1000 человек. Но диалог людей и чиновников все равно не всегда оказывался конструктивным. Первые по уже названным причинам не имели возможности заранее познакомиться с проектом ПЗЗ. А последние упорно не желали что-либо объяснять. Представляя проект ПЗЗ, его разработчики оперировали преимущественно специфическими терминами, воздерживаясь от расшифровки буквенных обозначений тех или иных зон, на которые правила предлагают по-новому поделить город. «Что это за абевегедейка такая, вы что, издеваетесь?» - возмущалась одна из участниц слушаний.

Технологии массовости
В ряде районов администрация Самары решила подстраховаться от неудобных решений  и заранее позаботилась о «правильном голосовании». К примеру, в Ленинском и Кировским районах залы, где проводились слушания, по большей части были наполнены студентами — молодые люди подтягивались организованными группами. Именно их голоса, несмотря на протесты жителей, в Ленинском районе позволили принять предложенный мэрией города регламент слушаний. Благодаря этому с легкой руки заместителя руководителя комитета градостроительства и архитектуры администрации города Александра Крючкова за изменения в карту правового зонирования голосовали общим списком, а не отдельно по каждому из пяти спорных объектов. В итоге участок на пересечении Волжского проспекта и Студенческого переулка изменил свой статус — из рекреационной зоны он попал в зону многофункциональной жилой застройки. Такой исход голосования не устроил недовольных новыми правилами жителей. С мест стали раздаваться требования «убрать подставную молодежь из зала» и «провести голосование отдельно по каждому из объектов». Услышаны они не были.
Голосование завершилось скандалом. За внесение изменений в проект ПЗЗ проголосовало 428 человек, против - 202. Причем все голосовавшие «против» были представителями самарского студенчества.

Отстояли частный сектор и парки
В ряде случаев жителям Самары все же удалось отстоять свою позицию.
Оживленным был спор о судьбе рекреационных зон. Такие парки, как Загородный и Струковский, было предложено перевести в зону особо охраняемых территорий, а парки Молодежный, Воронежские озера, Щорса, Дружбы и другие - в зону парков, бульваров и набережных, в которой, в свою очередь, было предложено запретить строительство временных объектов потребительского рынка.
Отдельно стоял вопрос о Ботаническом саде, который первый вице-мэр Сергей Арсентьев, постоянно оговариваясь, называл парком. Сначала его тоже предложили перевести в зону парков, бульваров и набережных, но возмутились не только горожане, но и директор сада. В итоге было предложено создать для этой территории особую зону в ПЗЗ.
Самое любопытное в том, что мнение жителей, высказанное на публичных слушаниях, для мэрии вовсе не указ. Оно будет воспринято лишь как пожелание при дальнейшем рассмотрении чиновниками, которое будет предшествовать окончательному утверждению городской думой.

 

Версия для печати