Очередные неудобства вынуждены терпеть жители губернской столицы по милости городских транспортников. С начала апреля на киосках, где граждане пополняли свои транспортные карты, висит объявление «Плата не принимается».
«Надоело!»
В департаменте транспорта мэрии Самары в создавшей ситуации не видят ничего из рада вон выходящего. Говорят, что хозяйствующие субъекты кое-что «переиграли» в своих взаимоотношениях.
- Договор с ТТУ был расторгнут по обоюдному согласию, - заявил директор ООО «Самарская карта» Константин Макаров. - Решено снести старые киоски и поставить новые, уже есть инвестор, готовый вложить в это средства. А пока пополнить транспортные карты можно более чем в 130 пунктах по городу: в почтовых отделениях связи, в терминалах Волжского социального и Волго-Камского банков, в метро, табачных киосках.
Но пассажиры муниципального транспорта, привыкшие класть деньги на карты прямо на остановках, терпят убытки и возмущаются. Блоги в Интернете буквально кипят от негодования жителей. Для примера - одно из сообщений:
«Ну и где теперь пополнять эти транспортные карты? - пишут на одном из блогов. - Сегодня в трамвае стала свидетелем «изумительной» сцены. Кондуктор трясла с мамашки малыша-школьника 15 рублей за проезд. Та не давала. Объясняла, что деньги на карте закончились, а положить негде. Поскольку у меня самой двое детей, стала выяснять. Оказалось, что все киоски, где принимали оплату, и правда закрылись. Положить деньги можно только в метро, которое, как известно, в нашем городе о-о-очень «удобно» расположено. Сколько можно над людьми измываться? Сезонки отменили, теперь продолжение шоу... Надоело!»
«Мы разрушим. До основанья, а затем...»
Эпопея с транспортными картами началась менее двух лет назад, когда вышло в свет постановление мэра Самары Виктора Тархова «О внедрении автоматической системы учета и безналичной оплаты проезда в целях улучшения транспортного обслуживания населения граждан».
Проект вызвал бурю негодования со стороны жителей. Еще бы! Тархов заставил их раскошелиться! Самарцы привыкли экономить личные средства, пользуясь сезонками, которые позволяли за фиксированную плату совершать неограниченное число поездок.
Но деваться было некуда, и народ смирился. Тем более, что оплата проезда по транспортной карте все же обходилась дешевле покупки билета.
И вот очередной эксперимент над людьми, осуществляемый на сей раз предпринимателями, хозяйствующими на дорогах города.
ООО «Самарская карта» появилось в конце 2007 года с уставным капиталом в 12 тысяч рублей. Не успев себя хоть как-то зарекомендовать в Самарском регионе, фирмочка приобщилась к муниципальному проекту «Электронный проездной» и запустила руки в денежный поток, исчисляемый сотнями миллионов рублей. «Наличка» текла через платежные терминалы, никак не контролируемая налоговиками.
- Сейчас налоговики грозят крупными штрафами тем, у кого платежные терминалы работают без контрольно-кассовой техники, - рассказал «Репортеру» директор МП Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» Юрий Буянов. - Это дорогостоящее переоснащение ложится на наши плечи. Мы и так несем убытки от этих киосков: операторы получают зарплату у нас, а работают фактически на «Самарскую карту». И мы решили отказаться от выполнения этих работ.
Действительно, 1 апреля вступил в силу закон, требующий, чтобы терминалы в обязательном порядке были оснащены ККТ с фискальной лентой. И сразу же «Самарской карте» терминалы стали без надобности, и их убрали с остановок. Хотя понятно, что принимать плату за проезд нужно там, где это удобно пассажирам, а до пунктов, разбросанных по городу, еще нужно добраться и выстоять очередь.
Господин Макаров уверяет, что в комитете по имуществу оформляются правоустанавливающие документы для установки муниципальных киосков на остановках общественного транспорта. Однако когда конкретно осуществится этот план, сказать не могут. И если учесть, что оформлении и согласовании документов в самарских учреждениях -дело ни одного года, то жителям города вновь придется либо терять время на пополнение карт, либо платить по полной из своего тощего кошелька.
Мнения самарцев
Ольга Каракулова, штамповщица:
- За это время я привыкла к транспортной карте. Определенные плюсы в ней есть. Я работаю на заводе, и мне приходится добираться на работу с пересадками. Так что карточка позволяет мне экономить на оплате за проезд. Да и удобно ей пользоваться, не надо каждый раз в кошельке мелочью греметь. Теперь же возникла проблема с пополнением счета на карте. Метро от меня далеко, почта тоже. Свободное время у меня только в выходные, когда та же почта и банки не работают. Да и где я эти банковские терминалы должна искать?
Владислав Колесов, дизайнер:
- У меня сын — школьник, и каждый день он ездит на транспорте. Пользоваться маршрутками я ему запретил. Я в шоке, как водители управляют ими. Поэтому, лучше уж пусть на автобусе ездит. Хоть медленно, но без проблем. Проезд сын оплачивает электронной карточкой. Он ее сам пополнял в кассе ТТУ. А что теперь делать? Идти ему в киоск «Табак»? Ну уж нет! Метро от нас далеко, специально туда ездить нет смысла. Тупиковая какая-то ситуация, и непонятно, как ее решать.
Кирилл Васильев, студент?
- Как только появилась карточка, я сразу ее приобрел. Удобно было: счет пополнял в киоске ТТУ рядом с домом, экономил на проезде. Неужели правда, закроют киоски ТТУ? Мне придется специально ездить на станции метро. А в киоски «Табак», чтобы скинуть деньги ка карту, сейчас целые очереди выстраиваются — человек по десять. Продавцы даже жалуются: мол, выручка падает из-за этого, курящие не могут купить сигарет. Беспредел какой-то! Зачем надо было людей приучать к картам? Чтобы потом им жизнь усложнить? Все у нас через одно место делается...
Где положить деньги на транспортную карту
Самарцев опять напрягают с электронными проездными