Таня, заряжай!

«Репортер» узнал, кто крутит кино в Самаре

 

 

 

В кино мы приходим на все готовенькое. Никогда не задумывались? Разделись в гардеробе, купили пару ведер попкорна и завалились в кресло. Все, можно начинать. Включай, «сапожник»! А между тем перед показом любого фильма сотрудники кинотеатра проделывают большую работу. Чтобы узнать, какую именно, «Репортер» проник в «будку» киномеханика.

 

Знаете ли вы, что?
В 3D-очки вмонтированы микросхемы, благодаря которым и получается эффект объемного изображения. Чтобы очки «заработали», киномеханик включает прибор, который называется кроссовер (не путать с автомобилем).

 

Если в пленочном проекторе звук настраивается автоматически, то в цифровом, его приходится регулировать вручную.

 

Киномеханик должен:
-  обладать острым зрением;
- сохранять устойчивое внимание в условиях монотонной работы;
- быть очень аккуратным.

 


Знакомство с киномехаником
Поднимаемся по лестнице в «кинобудку». Из-за закрытой двери доносится шум аппаратуры. Интересно, а какой он, киномеханик? Может быть, он похож на накаченного немецкого сантехника из фильмов для взрослых или на романтического героя Андрея Миронова из картины «Человек с бульвара Капуцинов»? А вот и нет! Встретила меня хрупкая молодая женщина с обаятельной улыбкой. Это Татьяна Куркина, она работает с фильмами.
На столе в киномонтажной стоит компьютер и лежит раскрытая книга.
- Бывает свободное время между показами, минут пятнадцать, - говорит Татьяна. - Стараюсь с пользой его провести. Читаю, пишу рассказы, очерки.
Татьяна вот уже три года работает киномехаником. Все новинки киноиндустрии проходят через нее. Можно сказать, что фильмы она мастерит собственноручно, но об этом чуть позже.
- На самом деле профессия у меня не такая уж и сложная, - скромничает наша собеседница. - Любой человек, который имеет хотя бы небольшое представление о технике и фотографии, быстро разберется. Самое главное - не проворонить момент, когда включать и выключать проектор.
Все началось с фотографии
В детстве Татьяна обожала смотреть, как отец печатает фотографии. Он работал токарем, но все свободное время посвящал фотоискусству.
- Помню, как папа закрывался в темной комнате и печатал снимки. Я заходила к нему, сидела в углу с куклой и смотрела, что он делает. А когда стала постарше, отец стал доверять мне погружать засвеченную фотобумагу в ванночки с помощью пинцета, а затем сушить ее. Постепенно я освоила этот несложный процесс и впоследствии мы уже вручную печатали цветные фотографии. Но так как все женщины в нашей семье - преподавали, я решила не нарушать традицию и получила профессию учителя биологии и химии.
После института Татьяна пошла работать в школу, но любовь к фотографии не остыла. Через какое-то время она попрощалась со школой и устроилась фотографом в одно из самарских изданий. Потом пришла на телевидение журналистом и освоила операторское мастерство. Так что теперь и с камерой на «ты».
- И тут подруга предложила попробовать себя в роли киномеханика. Я подумала, а почему бы и нет? Сначала, признаюсь, сильно переживала, вдруг что-то испорчу, подходила к кинопроекторам с дрожащими руками, а сейчас все делаю на автомате.
Кинообряды
Кино здесь начинается с металлических бобин с пленкой, которые весят от одного до четырех килограммов. Вернее, с их доставки в кинотеатр. Привозят фильмы из Москвы, бобины в упаковочных мешочках, напоминающих мешки из-под сахара.
В зависимости от того, как долго длится фильм, пленка делится на несколько частей, которые нужно правильно склеить.
Кстати, раньше каждую часть крутили на отдельном проекторе. И от киномеханика требовалось вовремя выключать один аппарат и включать другой. Сейчас же все части фильма склеивают и монтируют на одну огромную бобину. Именно в этом и заключается самая важная часть работы современного киномеханика.
Это таинство происходит на специальном столе. Режут пленку с помощью так называемого резака или «крокодильчика», как его называют киномеханики. Склеивают концы пленки прозрачным скотчем.
- Обычно мы ориентируемся по звуковой дорожке, - объясняет Татьяна. - Она идет в виде полоски зеленого цвета вдоль перфорации, да и на пленке написано, где конец, а где - начало. Самое главное - хорошо концы склеить скотчем, чтобы проектор не порвал пленку. Для новичка эта процедура занимает около двух часов на один фильм. У меня - минут сорок. Причем пока клею, оцениваю качество фильма и вникаю в сюжет.
Потом с помощью перемоточного аппарата пленка помещается на катушки, которые устанавливаются на проектор, который, кстати, надо несколько раз в неделю смазывать машинным маслом.
- Это своего рода обряд, - смеется Татьяна. - Но он необходим. А еще после каждого сеанса нужно протирать аппарат от пыли. Мне иногда кажется, что машины живые и чувствуют, как с ними обращаются. В мою смену еще не было серьезных сбоев.
Вставив пленку в аппарат, Татьяна ожидает сигнала от билетерши.
- Она звонит, и я начинаю. Включаю звук и нажимаю кнопку пуска. Потом смотрю в окошечко, пошла ли картинка. И обязательно засекаю время. Четыре сеанса, все заканчиваются в разное время. В кабинете стоит соответственно четыре проектора, по одному на каждый зал. Три пленочных и один цифровой. Пленка на проектор идет с огромной бобины, и задача киномеханика отследить, чтобы пленка в конце сеанса плавно прошла через проектор. Если ее не направить, она может порваться, зацепиться за что-то. После окончания фильма пленка автоматически перематывается на катушку. Потом ее переворачиваешь, и фильм запускается сначала. Так раз 26 в день приходится ловить пленку за «хвостик». На зарядку фильма уходит три минуты.
Мир в 3D-очках
Когда поступает новинка проката, после склеивания ее просматривает киномеханик, чтобы не было сбоев со звуком и изображением.
- В аппаратной всегда должна быть температура 20 градусов тепла, - рассказывает Татьяна. - Когда она повышается, пленочный проектор сбоит, например, увеличивается скорость прокрутки пленки. Приходится тогда крутить вручную. Летом такое случалось, когда кондиционеры от жары ломались. Вот у цифровых автоматически вентиляция включается. С цифровыми вообще все намного проще. Вставил жесткий диск, проверил звук и запустил проектор. На цифровом проекторе показываются фильмы и с эффектом 3D. После 60-70 показов пленка портится, а срок службы жесткого диска практически неограничен.
Кстати, по словам Татьяны, некоторые вещи совсем необязательно смотреть в 3D-формате.
- Например, мультик «Ледниковый период» что в специальных очках смотришь, что без — никакой разницы в восприятии. А вот «Аватар» стоит смотреть только в 3D. Мне поэтому непонятно, почему все картины сейчас хотят показывать с этим эффектом.
Посмотрев фильм глазами киномеханика, «Репортер» решил снова стать обычным зрителем. На дворе ночь, в зале — пусто. До показа пара минут.
- А если, кроме меня никого не будет или я вдруг засну, все равно будете фильм крутить? - спрашиваю Татьяну.
- Конечно! Это наша работа, - скромно отвечает она и вставляет пленку в проектор...

«Репортер» благодарит за помощь в подготовке материала мультиплекс «Киномечта».

 

Версия для печати