На общероссийском слете любителей малой авиации, прошедшем недавно в Подмосковье, самарцы Евгений Смирнов и Анатолий Шляхно произвели фурор. В небо они подняли точную копию давно снятого с производства По-2.
Этот самолет, созданный под руководством конструктора, знаменитого «короля истребителей» 20-х годов прошлого века Николая Поликарпова, стал одним из лучших и самых известных отечественных самолетов. На У-2 (так эта машина называлась с 1928 по 1944 годы) учились летному делу десятки тысяч пилотов. В годы войны он успешно применялся для ночных бомбардировок. «Рус фанэр» - так солдаты вермахта прозвали У-2, доставлявший им массу хлопот в прифронтовой полосе.
В архивах можно найти воспоминания о том, как в одной из летных школ инструктор объяснял курсантам особенности конструкции машины: «Этот самолет состоит из палочек и дырочек. Палочки для усиления, дырочки - для облегчения». Однако, несмотря на кажущуюся примитивность и длительное использование самолета, самарцам с большим трудом удалось отыскать чертежи и образцы деталей.
- На это у нас ушел целый год, - рассказывает Анатолий Шляхно. - Первым делом поехали в Центральный музей военно-воздушных сил России. Там есть один из немногих сохранившихся экземпляров По-2. Фотографировали все узлы, детали, чтобы потом самим их сделать. Чудом удалось найти руководство по эксплуатации 1937 года выпуска.
Для поиска уцелевших деталей Анатолию и Евгению пришлось объехать всю страну. Когда самолет сняли с производства, все машины, которые были на аэродромах, просто раскатали бульдозерами.
Затем еще пять лет ушло непосредственно на строительство самолета. Анатолий Шляхно показывает фотографии. Самое начало работы - в гараже стоит большой деревянный ящик с двумя отверстиями для мест пилотов. Затем собираются крылья. Весь деревянный корпус пропитывают специальным антисептическим раствором и обтягивают тканью. Самый ответственный момент - проклейка всех швов. И последний этап - машину покрывают лаком и красят. Раньше По-2 служил в среднем пять лет. Самарцы надеются, что «срок годности» их детища будет намного больше.
Впервые биплан поднялся в воздух 30 апреля 2009 года. По этому поводу клуб им. В. Грушина устроил на аэродроме концерт авиационной песни, а само мероприятие было приурочено ко Дню Победы. Все прошлое лето самолет «доводили до ума», а в преддверии юбилея Победы, в этом году он оказался очень востребованным. Сначала Евгений Смирнов занял на нем второе место на соревнованиях в Красном Яру. 8 мая конструкторы поздравили ветеранов, пролетев над площадью Славы. По такому случаю на корпусе появилась надпись «За боевых друзей!». А в июне По-2 радовал участников общероссийского слета любителей малой авиации. Говорят, посмотреть на такое чудо приходили те, кому довелось на них летать почти 50 лет назад.
Серийное производство У-2 началось в 1928 г. и завершилось в 1953 г. После смерти конструктора Николая Поликарпова в 1944 году самолет в честь его создателя переименовали в По-2. Этим легендарным машинам и их пилотам посвящены фильмы: «Небесный тихоход», «В небе «Ночные ведьмы», «В бой идут одни «старики».