Конфликты во взаимоотношениях врача, медсестры и пациента, поборы в лечебных учреждениях, нравственные проблемы предпринимательской деятельности в медицине — вот такие насущные темы поднимались на прошедшей в Самаре Международной конференции по этике в здравоохранении. «Репортер» побеседовал с участниками конференции и выяснил, что самарские медики делают, чтобы не отступать от принципов клятвы Гиппократа.
Уже в третий раз у нас проходит международная конференция, на которой обсуждаются этические проблемы деятельности врачей. Представители минздрава Самарской области, главные врачи лечебных учреждений губернии, медики из Великобритании и Швейцарии дискутировали на тему защиты основных прав пациентов на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В нашей губернии минздрав одним их первых в стране начал широкое обсуждение умалчиваемых ранее нравственных принципов в работе медперсонала. В 2008 году по инициативе министра здравоохранения и соцразвития Самарской области Вадима Куличенко была создана комиссия по медицинской этике, был разработан и утвержден Кодекс профессиональной этики медицинского работника Самарской области.
Представители минздрава заверяют, что комиссия регулярно проводит выездные заседания в лечебных учреждениях губернии, откуда поступают жалобы пациентов. И все же вопросов, связанных с моральными правилами работы врачей остается немало. Предоставим слово участникам конференции...
От больничной койки не зарекайся
Елена Полубенцева, заместитель министра здравоохранения и социального развития Самарской области:
- Принятый в губернии Кодекс профессиональной этики медицинского работника гласит, что в своей деятельности он должен следовать голосу совести, руководствоваться принципами гуманизма и милосердия. Недопустимо грубое отношение к пациенту, вымогательство и взяточничество со стороны врачей. Также особое внимание уделяем соблюдению права пациента на полную информацию. Есть масса примеров, когда казалось бы безнадежно больные благодаря заботе врачей встают на ноги. Им повезло, что они встретили честных врачей, которые вовремя сообщили пациенту о диагнозе и вместе искали выход из самой сложной ситуации. Поэтому правильно выстроенное общение с пациентом во многих случаях может сделать болезнь более переносимой, а иногда и спасти жизнь. Медикам нужно помнить, что на месте пациентов могут оказаться они сами. И думаю, им бы не хотелось получить неквалифицированную помощь. Опыт создания в губернии этической комиссии показал, что она способна изменить ситуацию в медицине. На общеврачебных конференциях проводится разбор всех жалоб на медицинское обслуживание. Также в Самарской области будет принята программа модернизации здравоохранения, что в итоге приведет повышению зарплаты медперсонала. Когда наши врачи и медсестры не будут постоянно думать, как обеспечить семью, проблемы этики будут решаться еще интенсивнее. Это должно оказать положительное влияние на соблюдение медиками всех установленных норм.
Хорошо ли там, где нас нет?
На конференции прозвучало, что тема этических взаимоотношений врача и пациента актуальна не только у нас, но и во всем мире. Доля недовольных медпомощью, оказывается, одинакова среди жителей США, Канады, Англии, Швейцарии, Австралии и России. Людей и тут, и там не устраивают отказы в лечении, непонятные рекомендации медиков, отсутствие выбора врача и лечебного учреждения, а также неформальные оплаты.
Натали Коллет Стейнер, медицинский координатор бригады паллиативной помощи, врач частной практики (Швейцария):
- Однажды медсестра, у которой я проходила практику, сказала фразу, которая стала для меня девизом в работе: «Мы сильны, когда мы вместе!». Суть этой фразы заключается в том, что врачу не должно быть зазорно лишний раз обратиться за помощью к своим коллегам, если он чувствует себя недостаточно компетентным или не располагает необходимыми возможностями для оказания должной помощи. Важно прийти к оптимальному решению проблемы, чтобы для пациента и его родственников лечение не стало сильно затратным. Две недели назад у меня умер отец. Он был серьезно болен, и лечащие врачи предложили ампутировать ему ногу. Но при этом не объяснили, что шансов на выздоровление уже нет. Я знала, что операция лишь ускорит кончину отца, и не разрешила ему ложиться под скальпель. Я считаю, что лечение всегда должно проводиться в интересах пациента. У врача должна быть смелость сказать ему правду, а у пациента — право выбора.
Связанные одной цепью
Заведующая клинико-экспертным отделением Самарской областной клинической больницы им. М.И. Калинина Валентина Осина возглавляет общественный комитет по медицинской этике, организованный при больнице в 2009 году.
- Дав клятву Гиппократа, медработники обязаны добросовестно выполнять свою работу, а не ждать плату за нее и думать о выгоде. Появление платной медицины, факты поощрений врачей от фирм-изготовителей и распространителей лекарственных препаратов за назначение предлагаемых ими лекарств, неформальные платежи за оказание медицинских услуг негативно сказываются на имидже медицинского работника, деформируют личность врача, угрожают его профессионализму и являются должностным преступлением. Еще один важный вопрос, который постоянно поднимался на конференции, - нормальное человеческое общение врача и пациента. Можно вылечить человека, но он все равно уйдет недовольным, так как ему ничего не растолковали в доступной форме. Потом, медицинская этика направлена не только на выстраивание взаимоотношений врача и пациента, но и врача с врачом, врача с медицинской сестрой и т. д. Эта цепочка, если она без изъянов, приводит к успешному выздоровлению больного.
Клятва пациенту
В Самаре обсудили «закрытые» прежде аспекты моральной стороны работы медицинских работников