Бело-синий милицейский МИ-8 взмывает в небо над Самарой по большим праздникам. В День города или в День Победы милиционеры свысока (в прямом смысле этого слова) наблюдают за тем, что происходит на земле. В обычные дни МИ-8 летает по территории всей губернии. Авиаотряд специального назначения берет к себе на борт сотрудников ОБЭП (патрулируя нефтепроводы), или гаишников (когда следят за трассой М-5). На этой неделе «Репортер» поднялся ввысь, чтобы вместе с силовиками проверить, все ли в порядке в родном крае.
Как там на земле?
С первых минут знакомства мы поняли, что вертолетчики - люди суеверные. Милый и приятный в общении командир экипажа Олег Павлов переменился в лице и строжайшим голосом запретил фотографироваться с МИ-8 до полета, когда «Репортер» достал камеру. «Это же известная во всей авиации примета!» - возмутился Павлов.
Запрыгнув на борт, мы немного струсили. Поэтому вцепились покрепче в сиденья и посильнее зажмурились. Когда открыли глаза, машина уже парила в небе. «Парить», конечно, не самое удачное определение для движения вертолета. Его то подбрасывает, то накреняет, но что самое удивительное - на борту совершенно не чувствуется высоты.
МИ-8 поднялся примерно на 150 метров над землей. Достаточно высоко, чтобы заложило уши и достаточно низко, чтобы видеть автомобили на М-5, вдоль которой мы двигались. Как рассказали позже пилоты, во время полета они с помощью специальных радаров «засекли» несколько превышений скорости автомобилями на трассе и заметили пару выездов на «встречку». Все эти данные они передавали на ближайшие посты ГАИ. Если бы заметили кражу, например, откачку «черного золота» из нефтепровода - сообщили бы в ОБЭП.
Говорят, коллеги наших вертолетчиков из южных широт и сами любят приструнить преступников. Например, в Нальчике преступников обязательно припугнут - опустят вертолет так, чтоб тем пришлось бежать или пригибаться к земле.
Высота открывает немало любопытных картин: небольшую полянку посреди леса где-то в районе Жигулевских гор, на которой разместился немаленький коттедж, корт и бассейн в европейском стиле (законно ли?) или огромный участок с остовами сгоревших деревьев - возможно, результат пикника.
Хорошо видны пожары, которые только начинают разгораться. Во время полета мы, кстати, заметили два таких возгорания - оба в частных домах. К ним уже спешили пожарные машины. В противном случае члены экипажа связались бы с сотрудниками МЧС.
А еще с высоты птичьего полета можно наслаждаться прекрасными видами родного края.
Экстрасенса - на небо
- Мы вылетаем каждый день с разными милицейскими службами, - делится замкомандира отряда - начальник авиационной службы Сергей Ганжа. - Но иногда работаем по специальным заявкам - от ФСБ или МЧС. Многие, наверное, помнят, как в прошлом году трое пятнадцатилетних подростков отправились в поход через Жигулевский заповедник и пропали. Тогда мы искали мальчишек с вертолета. Мы знали, что они где-то в лесу, но из-за крон их не видели. А потом заметили ребят, но деревья мешали приземлиться. Тогда мы начали летать от этого места к берегу Волги и обратно, чтобы мальчишки поняли, куда идти.
Бывают у авиаотряда и нестандартные задания.
- Год назад произошло какое-то убийство, не помню подробностей, - продолжает Сергей. - И помогать его раскрывать приехал какой-то экстрасенс из Москвы. Вроде бы, его пригласили родственники. Так вот этому экстрасенсу привиделось, что убийца находится в одной из маленьких деревень в доме с крышей красного цвета. Мы летали на вертолете с милиционерами и этим экстрасенсом и искали дом с такой крышей. Дом подходящий отыскали. А вот нашли ли в нем убийцу - не знаю. По крайней мере, на борт никого постороннего не затаскивали.
Вертолетчики поведали «Репортеру» еще одну занимательную историю. Вроде бы, недалеко от села Богатое есть незаконная лесопилка. И каждый раз, пролетая над Богатым, они видят стоящие рядом со свежими пеньками машины с бревнами и сообщают об этом сотрудникам ГУВД. Примечательно, что милиционеры уже несколько раз общались с людьми, охраняющими технику. Но те предъявляли документы, из которых следовало, что они привозят деревья из Оренбурга (а вовсе не пилят в Богатом, как могли подумать милиционеры).
Прыжки без парашюта
В Тольятти, где мы приземлились, вертолетчиков ждал ОМОН. У бойцов в тот день были учения - отрабатывалось умение быстро выпрыгивать из вертолета и прикрывать товарищей при захвате бандитов.
- Омоновцы все крепко сложены и обычно высаживаются из вертолета без проблем, - говорит замкомандира оперативного взвода Рушан Ельмиев. - Хотя бывают и нестандартные случаи. Иногда из вертолета еще не все успели высадиться, а он уже набирает высоту. И до земли уже не три метра, а значительно больше. Но бойцам показывать коллегам, что они испугались, не хочется. Ну они и прыгают с большой высоты. Без парашюта, конечно. Иногда при этом головой ударяются о заднее колесо. Ну у нас-то все натренированные, поэтому обходилось без серьезных последствий. А обычный человек после такого, наверное, в больнице оказался бы.
Один курьез, произошедший с ними, омоновцы вспоминают уже пару лет.
- Ехали домой с коллегами с таких же учений, - вспоминает Рушан Ельмиев. - Были уже без оружия. Вдруг на одной из улиц увидели драку: двое здоровых ребят били хиленького парня. Мы выпрыгиваем из машины с криками: «Милиция!», задерживаем амбалов. А тот, кого били, как-то быстро испарился. А задержанные кричат: «Вы что ж делаете-то! Он у нас магнитолу из машины украл!». Ну мы извинились. И потихоньку ушли.
Нынешние же учения ОМОНа прошли четко и без ЧП - и выпрыгнули вовремя, и преступников, будь они поблизости, задержать смогли бы. А МИ-8 после успешного выполнения задания отправился на стоянку в аэропорт «Смышляевка». До следующего рабочего дня.
Справка
Вертолет МИ-8 появился в ГУВД по Самарской области в июне 2008 года. Срок его службы истекает в 2011 году. В этом году руководство ГУВД планирует закупить два вертолета ижевского производства для ведения воздушной разведки. На них будут установлены оптические камеры высокого разрешения. При этом на новых вертолетах будет возможно беспилотное управление.