«Дорогая, зачем нам яйцеварка?!»

«Репортер» выяснил, почему люди часто покупают абсолютно не нужные нам вещи

Маркетологи успешно играют на психологии покупателя, «втюхивая» товары, которые никогда нам не пригодятся, и продукты, без которых вполне можно было бы обойтись. Так как же не попасть на крючок заманчивых предложений и выйти из супермаркета только с тем, зачем, собственно, и пришел за покупками?

Игра в лабиринте
Наверняка каждый из нас, вернувшись домой после субботнего шоппинга, удивлялся, обнаружив в сумках массу ненужных вещей. И только тогда у нас возникает вопрос: на какой черт мне сдалась эта яйцеварка или электронный ручной динамометр?!
- И это не самые бессмысленные товары, которые перекочевывают с полок супермаркетов в наши корзины! - говорит директор крупной международной торговой сети по продаже одежды Алексей Полехин. - А почему мы все это покупаем? Просто кто-то выставил товар на полки таким образом, чтобы мы, сами того не осознавая, решили его купить.
Как только мы приходим в супермаркет, начинается «игра». Первое, что мы берем, - это корзина, которую нам зачастую навязывают. «Репортер» лично сталкивался с ситуацией, когда его, с товарами в руке, а не в корзине, отказывались обслуживать.
Статистика показывает, что человек, у которого в руках корзина, склонен совершать спонтанные покупки намного чаще, чем тот, кто зашел сюда с пустыми руками, за чем-то конкретным.
А еще доказано, что женщина всегда делает покупок больше, чем мужчина. Связано это с тем, что представительницы прекрасного пола закупают продукты и вещи не только для себя, а еще для мужа и детей. В то же время у мужчин, как правило, нет времени часами слоняться по магазину, поэтому товары для них выкладываются всегда в самом начале торговых рядов - чтобы они могли быстро найти то, что им нужно, и прямиком направиться к кассам. Если у вас есть время на длительную прогулку по магазину или вы не спланировали покупки, не составили список, то скорее всего вы наберете кучу ненужных товаров, бродя по бесконечным лабиринтам супер- или гипермаркета.
По словам Полехина, в любом магазине присутствуют товары, заработать на которых его владельцы могут только, продав их в несметном количестве. Например, презервативы, бульонные кубики, шоколад, жвачки или чупа-чупсы. Их традиционно размещают около касс.
- На самом деле за то, чтобы эти товары находились именно здесь, магазину щедро заплатили их производители, - говорит Полехин. - Ведь человек возле кассы проводит достаточно длительное время, и шанс того, что ваш взгляд упадет на эти совершенно не нужные вам вещи, возрастает в несколько раз. При этом надо учитывать еще тот факт, что такие товары достаточно часто воруют. А это значит: в их стоимость заложены риски, и мы переплачиваем за эту мелочевку почти в два раза.

Разжигают аппетит
Есть в мире маркетинга еще один фокус. Всегда, когда вы заходите в супермаркет, вы видите зону «сезонных товаров». Если говорить о сегодняшнем тренде, то это - Новый год. Елочные игрушки, мишура, подарки, фигурки дракончиков и так далее. Причем их продают в любом супермаркете - от обычного продуктового до торгующего строительными материалами. Если это конец лета - то торговые ряды на входе будут завалены школьными товарами, в начале дачного сезона там будет стоять пластиковая мебель, горшки для рассады и мангалы.
Двигаясь дальше, вы попадаете в продуктовый, алкогольный отделы. И всегда в первые ряды будут выдвинуты товары якобы с максимальными скидками. С большой долей вероятности вы их приобретете. Но именно перед тем, как вы это сделаете, важно задать себе вопрос - а оно вам надо?
- Самым ходовым товаром является хлеб, - продолжает Алексей Полехин. - В большинстве супермаркетов продавцы всегда «запрятывают» его в самый дальний уголок магазина, чтобы по пути к нему вы совершили максимум не нужных для себя покупок. Кроме того, рядом с хлебом обязательно разместят кулинарию. Вот вам, пожалуйста: курочки, салатики, жареные колбаски. Запах, исходящий от них, обостряет у покупателей чувство голода, и они снова попадаются на эту удочку, на подсознании покупая все эти «вкусняшки».

Американские воры всем дадут фору!
За 2010 год в торговых сетях всего мира было украдено товаров на 87 млрд долларов, говорится в исследовании центра Global Retail Theft Barometer («Международный барометр краж в сфере ритейла»). Лидирует в этом рейтинге США: у них прибрали к рукам товаров на сумму около 30 млрд долларов. С полок же российских магазинов в прошлом году пропало вещей и продуктов на сумму 3,5 млрд долларов.
По числу недобросовестных сотрудников наши магазины оказались на втором месте в Европе после британских. На их долю пришлось 36,5% от общего уровня недостачи. А вот покупателей-россиян признали одними из самых честных в Старом Свете. На их долю приходится 41,2% общего уровня недостачи - это второй результат в Европе после Словакии (40,5%).

Трусы на вынос
Надеясь защитить себя от воришек, каждый уважающий себя магазин устанавливает на выходе специальные датчики - «рамки». И если товар не размагничивается на кассе, или с него не снят маркер, то рамки начинают звенеть. Впрочем, как выясняется, эти приборы можно обмануть.
Полтора месяца назад в ТЦ «Космопорт» поймали молодого человека, который выносил из трусы в мешочке из фольги. Как выяснилось позже, парень сумел сделать аж три ходки, обокрав магазин одежды почти на шесть тысяч рублей. Каждый раз складывал добытые им трусы в камеру хранения компьютерного супермаркета, расположенного по соседству.
Сгубила воришку забывчивость: после очередного захода он забыл код от своей ячейки и позвал на помощь охранника. После того как секьюрити увидел содержимое ящика, парня скрутили и доставили в отделение полиции.


Кто в ворует в магазинах?
85% Ситуационные воры (те, кто не преднамеренно совершают кражи)
5% Искатели приключений
5% Бедные
2% Профессиональные воры
2% Наркоманы
1% Клептоманы

Версия для печати