В Самаре появился скоростной трамвай

Сделанная на Урале машина может разгоняться до 75 км в час

Фото:

В старых трамваях ножное управление, а в новом установлен джойстик, который позволяет плавно двигаться и тормозить
37 см - высота пола в средней части вагона
Для инвалидов в салоне также установлены откидные сиденья

На этой неделе в самарском ТТУ появилась новая достопримечательность. Посмотреть на современный низкопольный трамвайный вагон, прибывший прямиком из цеха Усть-Катавского завода, сбежались все свободные водители и кондукторы. Пока усть-катавцы собирали свое детище, руководство предприятия терпеливо следило за процессом, прикидывая, оправдались ли миллионные вложения в это чудо техники. 

Первая обновка
На самарские рельсы сияющего новизной «уральца» поставили на следующий же день после его прибытия. Однако гости из Усть-Катава (Челябинская область) объяснили, что потребуется несколько дней для придания трамваю парадного вида. Кроме этого, предстоит пройти 50 км обкатки по одному из городских маршрутов. Только после этого с ним смогут познакомиться горожане.
Дорогостоящую покупку стоимостью 14 миллионов рублей самарское ТТУ сделало не из праздного любопытства. Во-первых, уже сейчас надо задумываться об обновлении парка (из 422 машин 374 нуждаются в замене), а во-вторых, необходимо подыскивать оптимальный вариант тотальной модернизации городского депо.
По мнению замдиректора по эксплуатации Самарского ТТУ Сергея Шипилова, с выхода на линию нового вагона начнется «скоростная» веха в трамвайной истории города. Судя по тому, что скорость он может развивать до 75 км/ч, можно говорить о том, что в городе появился «наземный» вагон метро. К слову сказать, чешские «Татры», которые так прижились на самарских рельсах, движутся с раздражающе черепашьей скоростью – около 15 км/ч. Но при этом нельзя забывать о пробках и постоянно норовящих подрезать трамвай автомобилях. Где же тут найти применение богатырским способностям «уральца»?
Как говорит водитель 1 класса «ТТУ» Игорь Асадуллин, один из четырех счастливчиков, которых будут обучать управлению агрегатом, этому трамваю-быстроходцу на городских магистралях придется попридержать свою прыть, по крайней мере, пока его сородичи окончательно не «выживут» с самарских рельс медлительные «Татры».

Надежда на чемпионат мира
Асадуллин надеется, что если Самара получит право принять чемпионат мира по футболу 2018 года, городские улицы изменят свой облик, станут более широкими, а значит, более удобными для трамваев.
В этом плане у мэрии Самары планов вагон: создание сети скоростных трамвайных линий, где предусматривается не только модернизация существующих путей, но и строительство новых. К примеру, к месту размещения стадиона чемпионата мира придется достроить 1,5 км рельсового пути. От пробок можно спастись, лишь обособив трамвайные пути на 90% (сейчас на отдельном полотне находятся 70%). Реконструировать предстоит 120 км одиночного пути, чтобы обеспечить скоростное движение по всему городу. Не исключено, что уже в следующем году на улице Полевой рельсы уберут в сторонку от дороги.
Ставка не случайно сделана на трамвай: им пользуются около 40% самарцев. К 2018 году пассажиров станет еще больше, а значит, нужны будут современные электропоезда. Шипилов надеется, что до конца года они приобретут на пробу еще несколько образцов трамваев отечественных марок, в том числе и двухсекционные низкопольные вагоны (трамвай-гармошка). По откликам горожан и станет ясно, какую из обновок надо будет тиражировать.

Как в самолете
Но все это дело будущего, а пока экспериментальной площадкой для испытаний необычного вагона, обладающего феноменальной для трамвая скоростью, станет Ново-Садовая. На этом участке трамвайные пути  обособлены. Предположительно вагон будет курсировать на маршрутах №20 или №22.
Рассчитан трамвай на перевозку 127 человек (33 сидячих места), оборудован новейшей системой двухуровневой подвески салона, снижающей нагрузку на путь и делающий ход вагона плавным и почти бесшумным. «Умная» система управления позволяет экономить до 30% электроэнергии.
Игорь Асадуллин с нетерпением ждет, когда отправится в свой первый рейс, уверяет, что сравнивать этот трамвай с «Татрой», как «Мерседес» с «Запорожцем». Шутит, что тут потребуется шлем пилота. Кабина и вправду чем-то напоминает кабину самолета: дисплей, джойстики, кнопки.
-    После 20 лет работы на «ногах» придется привыкать к ручному управлению джойстиком, - говорит Игорь. - Зато маневры при движении получатся более мягкими. Под рукой у меня дисплей, на котором появляются технические показатели машины — скорость, потребление энергии, напряжение тока. Регулируемые боковые зеркала, климат-контроль кабины и салона, кондиционер, печки, светодиодное освещение, словом, все сделано для комфорта.
По словам трамвайщика, только нажатием одной кнопки песок поступает сразу на все колесные пары, благодаря чему почти исключаются пробуксовки. В салоне есть несколько откидных сидений, а низкий пол удобен для людей с ограниченными возможностями здоровья.
 

Версия для печати