Одно из направлений в профилактической борьбе с распространением наркомании — введение добровольного тестирования школьников на употребление «зелья». Две недели назад «Репортер» уже поднял эту тему на своих страницах и получил большой отклик от читателей. Сегодня мы продолжаем обсуждать проблемные нюансы проекта вместе с самарскими медиками, психологами и сотрудниками Госнаркоконтроля.
В два этапа
Большинство самарцев согласно с тем, что тестирование на наркотики в школах — необходимость. Средний возраст наркоманов становится все моложе, сейчас в стране 70% зависимых моложе 30 лет. Анонимный опрос учащихся в возрасте от 14 до 18 лет показывает, что 6% школьников употребляют «дурь». В областном наркодиспансере на учете стоит почти две тысячи несовершеннолетних. Ситуация реально угрожает генофонду нации, и нужно принимать срочные меры.
- Наркомания не появляется на пустом месте, есть масса факторов, которые повышают риск получить это тяжелейшее заболевание, - говорит заместитель главного врача по детской наркологии Самарского областного наркодиспансера Татьяна Шляхова. - Поэтому главные задачи тестирования — это профилактика, воспитание и вовремя полученное лечение. Именно у детей наиболее высок потенциал выздоровления, поэтому в первую очередь врачи ратуют за то, чтобы ввести тестирование в школах.
Сама методика будет проводиться в два этапа. Сначала с помощью анкетирования и психологических тестов специалисты выявляют среди учащихся группу риска. Затем уже проводится химико-токсикологическое обследование.
Самый простой и дешевый способ - забор слюны для анализа. Но вот главный нарколог России Евгений Брюн считает этот метод малоэффективным. Более прогрессивным, по его мнению, является тест по крови, но для этого нужен процедурный кабинет, который есть далеко не во всех школах. Вести всех в больницу? Хлопотно и затратно.
Более того, в последнее время появляется столько новых видов наркотиков, что их не успевают вносить в список психотропных веществ. И обычные анализы их вряд ли обнаружат. В общем, даже сам способ тестирования находится еще в стадии обсуждения.
Поставить все точки над i и предстоит соответствующему федеральному закону. Самарские специалисты уверенны, что запустить тестирование по всей стране удастся не раньше 2012 года. Пока проект реализуется на экспериментальной основе в Башкирии, Татарстане, Московской области. Опыт этих регионов вскрыл проблемы, которые необходимо решить перед повсеместным внедрением программы.
Как сохранить в тайне?
Первый барьер — получить согласие родителей и самого ребенка (если ему уже есть 14 лет) на проведение теста.
При этом некоторые мамы и папы, скорее всего, будут против, слепо веря, что их-то ребенок «не такой»: «Он не может употреблять эту гадость, он хороший! И не смейте его смешивать с асоциальными элементами!» Родители зачастую просто боятся узнать что-то неприятное о своих детях и опасаются огласки.
- С правовой точки зрения процедура получения согласия пока никак не определена, - говорит директор регионального социопсихологического центра Татьяна Клюева. - Для введения тестирования необходимо еще наличие закона о сохранении персональных данных. С одной стороны, действует закон сохранения врачебной тайны. Но с другой - если выявлен факт употребления наркотиков, то для реабилитационных мероприятий нужна совместная работа многих специалистов, в том числе и учителя. Педагог должен будет мотивировать ребенка на здоровый образ жизни, создавать ему реабилитационный режим. А как мы можем обратить внимание учителя на конкретного ученика, не сказав ему о результатах теста? Тут возникает очень тонкая этическая грань между тайной частной жизни и угрозой для этой самой жизни.
Так же просто, как флюорография
Кроме того, родители боятся, что их ребенка, если вдруг обнаружится, что он «балуется наркотиками», затаскают в полицию. А там начнут допытываться - где взял «зелье», кто продал...
- Никаких карающих мер! - обещает и.о. начальника областного управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Евгений Березкин. - Что делать с детьми, должны решать их родители или опекуны. Лечить должны врачи и психологи. Наша задача в этой программе — общий контроль. Профилактические беседы возможны только в присутствии родителей.
- Важно, чтобы администрации школ и родители понимали необходимость тестирования, - говорит Татьяна Клюева. - Если мамы и папы действительно беспокоятся за судьбу ребенка, им важно знать: пресекать потребление наркотиков необходимо еще только на этапе экспериментов с «кайфом». Цель предлагаемой кампании — помочь осознать масштаб проблемы, изменить отношение к ней, вовремя принять профилактические и реабилитационные меры.
Специалисты считают, что правильнее всего осуществлять тестирование в старших классах во время диспансеризации школьников. Никто не собирается устраивать шоу, когда к школе приедет автобус с медиками, и у всех начнут поголовно брать кровь. Мы же привыкли к тому, что надо раз в год делать флюорографию для профилактики туберкулеза. Вот и в этом случае ребенок и родители должны понимать, что наркомания — страшное хроническое заболевание, которое проще пресечь, чем вылечить.
После урока сдаем тест на наркотики!
Самарские специалисты ждут принятия федерального закона о проверке школьников на психотропные вещества