Солодовая жила

«Репортер» выяснил, как в Самаре заработать на разливном пиве

Фото:

В прошлом году городские власти объявили войну пивным киоскам. Но построить в Самаре цивилизованный «пенный» бизнес, увы, не удается до сих пор. Почти на каждой улице с раннего утра и до позднего вечера коммерсанты, не имея разрешающих документов, продолжают разливать пенный напиток. А в карманы предпринимателей, особенно в жаркую погоду, рекой стекаются деньги горожан. «Репортер» решил узнать: почему в Самаре столько желающих заработать на пиве?

Что нам стоит бар построить!
По словам нашего знакомого владельца пивного киоска Сергея, который на условии конфиденциальности согласился раскрыть секреты своего бизнеса, сейчас в Самаре этот сегмент рынка перенасыщен и войти в него официально практически невозможно. Все самые «козырные» места уже заняты, а оформить землю под торговую точку законным путем невозможно уже нескольких лет.
- Чтобы поставить киоск на выбранном мною месте, я подготовил кучу документов: план-схему, справки из регпалаты, земельного комитета, кадастровой службы и другие бумаги, - говорит Сергей. - Но, как выяснилось, все зря. Уже три года я не могу получить ответа. Да и сами люди, принимающие решение, говорят прямо: ждать смысла нет.
В итоге Сергей сделал «ход конем» - поставил киоск на территории вещевого рынка, взяв у него в субаренду 15 кв. м. Теперь он платит деньги не в казну, а такому же, как и сам, предпринимателю. Ежемесячная арендная плата составляет 15 тысяч руб.
- Дороже всего обошлась сама «коробка» киоска, - рассказывает Сергей. - В первоначальные затраты вошли покупка кондиционера, охладителя для пива, холодильника, оборудования для розлива пива, а также установка охранной и пожарной сигнализации. Все это обошлось в кругленькую сумму, пришлось брать кредит. Потом, чтобы начать работу, взял первую партию товара - пластиковую тару, сушеную рыбу, чипсы, семечки, орешки и десять 50-литровых бочек пива.
Как признается наш знакомый, ему повезло. Он смог договориться со своими поставщиками, чтобы те отдали ему в пользование железные пивные бочки (каждая стоит 4500 руб.), не потребовав их выкупа. Сегодня производители так уже не работают.

Пена - враг бармена
Торговать Сергей начал два года назад. Сначала стоял за прилавком сам, потом нанял продавца, положив ему оклад в 20 тысяч руб.
- За меньшую суму вряд ли кто согласится идти разливать пиво, - уверен Сергей. - Или опаздывать будет, или начнет откровенно воровать.
Кстати, пьющие люди на розливе пива никогда надолго не задерживаются. Слишком уж большой риск забыть про работу, когда вокруг тебя столько соблазнов. А бдительность здесь должна присутствовать всегда.
К примеру, новоявленные конкуренты Сергея минувшей зимой пытались поджечь его киоск. Несмотря на позднюю ночь, огонь тогда удалось быстро погасить. Ущерб оказался минимальным, но осадок, как говорится, остался…
Еще одно неписанное правило: для стабильного заработка в пивном бизнесе важно, насколько честен ты будешь с покупателем. Ведь это только в раскрученных за десятки лет, самых посещаемых местах розлива пива уже никто не обращает внимания на хронический недолив. Но если ты поставил новую точку и хочешь получить постоянных клиентов, то просто обязан доливать напиток после отстоя пены.
- Разливать пиво сегодня, в отличие от 90-х годов, не опасно, - говорит Сергей. - Грабители опасаются соваться в киоск, где у прилавка стоит крепкий мужик. Кто знает, что у него под рукой... Всегда легче организовать налет на хлебный тонар, где у кассы стоит старушка - божий одуванчик. Хотя бывает и у нас «весело». У пивных часто шатается разный нетрезвый сброд. Говорят, недавно в один из киосков в городе ворвалось двое поддатых парней. На улице тогда стояла жара, а внутри прохладно. Мужики связали продавца, положили его в угол, закрыли окна и продолжили распивать пиво уже внутри. Повезло, что в первые секунды борьбы продавец успел нажать на «тревожную кнопку», и оперативная группа не дала незваным гостям как следует «остыть».

Простая арифметика
У Сергея год ушел на то, чтобы «отбить» вложенные в свой киоск средства. Вместе с тем, его недобросовестные конкуренты способны сделать это за лето. Как? Очень просто.
Закупочная цена разливного «Жигулевского» сегодня составляет 50 руб. за литр. Отпускная - в среднем, на 10 руб. дороже. С каждой 50-литровой бочки продавец обычно кладет себе в карман чистыми пятисотку.
Если торговать более дешевыми сортами, то накрутку можно увеличить с 20 до 40%. Соответственно, прибыль удваивается. Продавать в качестве закуски к пиву вяленую рыбу еще выгоднее. Здесь прибыль может составлять до 100% от себестоимости товара.
Бойчее всего в Самаре берут местные «Жигули». Но сегодня все чаще, особенно в нелегальных киосках, страждущим предлагают «Жигулевское» балаковского, волгоградского, чебоксарского или набережночелнинского разлива. Здесь, по словам Сергея, вместо натурального сырья и традиционной технологии брожения используются концентраты, в результате чего снижается и себестоимость продукта. Однако на выходе продавцы берут за литр все те же 60 руб., значительно увеличивая свою маржу.
В жаркий летний выходной день средняя по посещаемости точка может продать до 10 бочек пива. При таком раскладе недельная выручка у законопослушного владельца киоска может составить до 120 тысяч руб. Это полмиллиона в месяц или около двух миллионов за летний сезон.
Согласитесь, даже с учетом того, что в холодное время года этот бизнес не приносит таких дивидендов, игра стоит свеч. Особенно если научиться экономить на таких вещах, как разрешительная документация, безопасность и качество продукции.
Впрочем, если вычесть из этой суммы все налоги, издержки за аренду, охрану, электричество и т.д. - и прибыль уже не кажется столь баснословной. К примеру, Сергей, после долгих подсчетов, выдал нам свой «рекорд» - 100 тысяч чистой прибыли в месяц. И это за июль, который выдался в этом году самым жарким, а значит весьма «урожайным» на любителей холодного пенного напитка.

Пивные призраки
По словам руководителя департамента потребительского рынка администрации Самары Валерия Моргунова, с ноября по август в городе демонтировали 255 незаконно установленных пивных киосков. В планах еще 101.
Между тем, создается впечатление, что эта цифра не вполне соответствует действительности - пивом сегодня не торгует разве что ленивый. К тому же, судя по жалобам самих самарцев, убранные недавно киоски часто вновь появляются на прежних местах. На бумаге же - киоск находится на «штраф-стоянке».
Версию о «киосках-призраках» подтверждают и сами сотрудники департамента. Как нам сообщил источник, такие «камбеки» происходят в 25% случаев, после того как владельца киоска заставляют убрать свою торговую точку.
И действительно, какой резон нечистым на руку предпринимателям терять деньги из-за какого-то там предписания к демонтажу? Ведь максимальный штраф за неподчинение составляет 5000 руб. Это выручка от продажи всего пяти бочек пива! Любой бизнесмен готов пойти на оправданный риск и игнорировать требования администрации, пока, как говорится, не прижмут.

 



 

 

Версия для печати